•  
  •  
     
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Современные технологии

Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях поликультурной среды

Статья посвящена вопросам модернизации российского образования, а именно образовательным инновациям в условиях поликультурной среды. Называются и описываются фундаментальные последствия преобразований. Рассматриваются пути реализации инновационных подходов к преподаванию русского языка.

инновации; поликультурнаясреда; образование

Образованиеимиграционныепроцессы

В мире не существует ни одного монокультурного государства.

По самым скромным данным, в Европе насчитывается более 150 этносов.По данным Евростата, население стран ЕС увеличилось на 2,5 млн. человек. Из нихболее 80% составляет миграционный прирост (на естественный прирост приходится только 445 тыс. человек).

В многонациональной России насчитывается более 110 народностей – почти столько же, сколько во всей Европе.

Образование и языковая ситуация

Строго одноязычных стран в мире  не существует. Однако почти одноязычна  Исландия, близка к этому Япония, где из 125 млн. чел. неяпонцы составляют 1млн. В большинстве стран существует иерархия языков и связанная с ней иерархия людей. Так, в 50-е гг. в американских школах ученика наказывали за речь не на английском языке, и теперь для вновь прибывших в страну в этом случае положен штраф,  Добровольное двуязычие распространено в США реже, чем в европейских странах, хотя не зафиксировано официальное существование в этой стране государственного языка.

Вынужденное двуязычие касается вынужденных переселенцев и национальных меньшинств: абхазцы должны знать такие разные абхазский, русский и грузинский языки; гагаузцы – гагаузский, русский, молдавский и – теперь – румынский языки. Функциональное двуязычие складывается, когда, как, например, в современной России, преподавание на одном и том же образовательном этапе части предметов ведётся на родном (нерусском), части – на русском языках. Такая ситуация дополняется различным соотношением языков обучения на разных образовательных ступенях. На долю родного (нерусского) языка приходится больший объем на начальной стадии обучения. На старшей, профильной ступени школы в качестве языка обучения наряду с русским и родным (нерусским) языками может быть использован также иностранный язык, практическое владение которым становится насущной потребностью современного человека.

Образование и поликультурная ситуация

Система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

В условиях нарастающей изменчивости современного мира, с одной стороны,  на современном этапе российской модернизации – с другой, особенно важно обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений.

Изменения – инновации – в системе российского образования опираются на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования. С характером этих изменений, отражающих новейшие условия функционирования образования в России, основные принципы образовательной политики государства, связан целый ряд фундаментальных последствий. Среди них: смена образовательных технологий, появление новых компетенций педагога – преподавателя и учителя, новые методы и методики обучения, инновации в содержании и форме уроков.

Смена технологий

Одним из актуальных вопросов повестки дня – смена содержания, метода, педагогических технологий в современном образовании, технологическая платформа которой (лекционно-семинарская модель) не менялась уже более 250 лет со времен появления гумбольдтовской модели университета. На смену парадигме передачи знаний в современной школе должна приходить парадигма деятельности.

На первый план выходят задачи выявления и передачи современных способов организации и управления мыслительной (учебной, научной) работой человека. Должны изменяться и методы: проективный подход, case-studу, к примеру, в управленческом образовании убедительно демонстрируют эффективность активных методов в сравнении с пассивностью лекционно-семинарской модели.

Новые компетенции преподавателя/учителя

  • межкультурная
  • этнопедагогическая
  • социальная
  • социокультурная
  • информационно-коммуникативная

Именно тенденциями развития современного образовательного пространства задаются новые методические и содержательные аспекты деятельности учителя полиэтнической школы.

Инновационные подходы к преподаванию в полиэтнической школе связаны прежде всего с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Особенно важно это тогда, когда учитель обучает русскому языку как неродному.

Новое содержание и способы деятельности педагога в условиях полиэтнической среды связаны, с другой стороны, с разработкой:

а) инновационных программ воспитания (правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, национальная культура и т.д.);

б) инновационных технологий воспитания (информационные (сайты, банк идей, медиатека и т.д.), нестандартные технологии (дни науки и культуры, интеллектуальные мероприятия: олимпиады, круглые столы, детско-родительские объединения и т.д.).

Новые методы и методики обучения

Особенность современного этапа развития методики – интеграция в учебном процессе различных методов обучения. Большое влияние на методику обучения оказала идея коммуникативности. Отчасти это выразилось в том, что почти все методы, даже грамматико-переводной, стали в некоторой степени коммуникативными.  На современную интерпретацию методов обучения повлияло и использование новейших информационных и телекоммуникационных технологий, в результате чего  некоторые старые по времени возникновения методы «выглядят» по-новому.

В частности, в современных условиях обучение русскому языку следует организовывать с учетом психолого-педагогических особенностей, направленных на оптимизацию усвоения  конкретной языковой (речевой) темы. В этом ряду мы бы выделили

  • важность соответствия учебного материала и логики его изложения возрасту и уровню подготовки обучающихся;
  • специализации к потребностям учащихся; 
  • адекватность использования языковых и культурных понятий и фактов уровню развития и подготовки учеников;
  • комфортность среды обучения;
  • формирование ситуативных умений и навыков; использование развивающих компонентов  в обучении;
  • стимулирование познавательной активности, мотивации, креативности; формирование навыков самостоятельного приобретения знаний, компетенций и др.

Инновации в содержании и форме уроков

Новые формы организации урока – это  эффективный путь оптимизации обучения. Среди них: лекции-презентации, лекции-обсуждения, педагогические презентации, мастер-классы, тренинги, учебные мастерские, тематические диалоги, методические лектории, мультимедийные презентации, видеокурсы, видеоуроки, электронные диалоги, практические занятия, электронный самоконтроль, самостоятельная работа, индивидуальные занятия.

Во время проведения уроков русского языка к числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т.д.) Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы в группе учащихся, для которых русский язык родной, что способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.

Урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет – виды инновационных нестандартных уроков. При этом основными принципами инновационного обучения, помимо названных,  являются:

  • креативность (ориентация на творчество);
  • усвоение знаний в системе;
  • использование наглядности.

Большое значение имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые должны закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а также позволять ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания (творческая работа; лингвистическое исследование текста; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; рисование обложек к литературным произведениям; продолжение неоконченных произведений; наблюдение за природой и др.).

В заключение следует сказать, что требуют дальнейшей разработки следующие виды инноваций в преподавания русского языка в условиях поликультурной среды:

  • инновации технологические, методические, организационные, социальные – и  внутрипредметные, общеметодические, «идеологические»; готовые исследовательско-педагогические разработки;
  • экспериментальные площадки и проектная деятельность;
  • научно-педагогические лаборатории.

Мы находимся

Контакты

117198 г. Москва

ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наши проекты в сети

testrf.ru 

schoolrus.ru

dis-sovet.ru

langrus24.ru

Статистика

1.png7.png7.png4.png6.png2.png

08.04.2017 10:38