Медиадидактика в обучении РКН
Электронная лингводидактика: методология и методика.
Профессор, доктор наук Гарцов А.Д.
В современном обществе образование, в том числе языковое, призвано решить двуединую задачу: с одной стороны, оно должно удовлетворять интеллектуальные и профессиональные запросы личности, с другой - формировать и увеличивать интеллектуальный и профессиональный потенциал общества. Исторический и культурно-образовательный опыт свидетельствует о том, что языковое образование способно обеспечивать социокультурную гармонию общества, формировать языковую и культурную идентичность, создавать необходимую в современном мире территориальную, социальную, профессиональную мобильность личности, предоставлять открытый доступ к новым знаниям, компетенциям.
Одна из важнейших задач инновационного языкового образования и языковой политики нашего государства - осмысление русского языка как мощнейшего фактора, формирующего чувство включенности человека в социокультурное созидание, цивилизационное преобразование России, мира. Сохранение, развитие, распространение русского языка и русской культуры (как в сфере искусств, так и в сфере науки, технологий) составляет, на наш взгляд, императив устойчивости, безопасности, конкурентоспособности России в глобализирующемся мире. Особая роль в определении стратегий и тактик обучения русскому языку, шире - русскоязычного образования, в парадигме нового стиля жизнедеятельности человечества и глобальной образовательной среды принадлежит электронным, цифровым, телекоммуникационным технологиям, а также теории, исследующей закономерности их использования в зависимости от потребностей, мотивов, возраста, степени образованности учащихся и иных условий, форм, влияющих на а) выбор русского языка в качестве объекта изучения и б) динамику его усвоения. Необходимость и актуальность разработки теории электронной лингводидактики, опирающейся на практический опыт использования электронных средств в обучении русскому языку, обусловлены рядом имеющихся и наблюдаемых противоречий. Известно, что 59 млн. учителей в мире ежедневно работают лишь с несколькими десятками обучающихся, не реализуя в силу этого свой педагогический потенциал должным образом. Низкая эффективность языкового обучения проявляется, кроме прочего, в том, что несмотря на заявленные личностно-ориентированныи, индивидуальный подходы система языкового образования все еще не может эффективно распознавать и учитывать стили обучения, чтобы обратиться непосредственно к каждому учащемуся. Слабо преодолеваются в психолого-педагогическом, содержательном аспектах межкультурные и межэтнические барьеры. Не осуществлен системный переход к интерактивным методам обучения, воссоздающим и непосредственно демонстрирующим не отдельные компоненты языковой среды обучения, а их совокупность (к примеру, в форме образовательного события), скоординированную с перспективами профессиональной или иной практической деятельности обучающихся.
Обратим внимание на то, что языковое образование в настоящий момент - по структуре и содержанию - напоминает устаревшие промышленные методы производства: стандартные, конвейерные учебные программы, передаваемые блоками, концентрами, разбитые на классы, ступени, этапы; контролирующие с помощью стандартизированных тестов только учебные достижения, но не реальные возможности учащихся. Вместе с тем очевидны новые реалии и требования социума: отказ от поточной системы, где все идут в ногу, развитие самонаправляемого обучения, основанного на а) принципах когнитивной науки и б) естественном стремлении к обучению, когда каждый желающий может стать менеджером собственной образовательной парадигмы.
Становится актуальным такое преподавание иноязыка, которое понятно представителям разных культур и традиций, в том числе академических. Требуются перемены в педагогических условиях реализации языковых образовательных услуг. Так, для удобства; пользователей и достижения максимальных мотивов-стимулов следует предусмотреть локализацию учебных языковых материалов-событий, которые смогут работать в 24 часовых зонах; средства хранения повышенной плотности должны, создать возможность обучаться языку везде: в кабинете, поездке, во время занятий спортом, при выполнении домашних дел и т.д.. Модули для такого обучения, совершенно очевидно, должны быть короткими и концентрированными, исчерпывающими и завершенными, в оптимальном для пользователя режиме излагающими материал, прерываемыми, адаптивными, конкурентоспособными, поскольку им, возможно,, придется конкурировать с другими привлекательными для потенциальных учащихся способами времяпрепровождения, а также соперничать с разработками зарубежных авторов-создателей электронного образовательного содержания по русскому языку как иностранному, неродному, новому.
Спецификой современного языкового образования; влияющей на, качество и содержательное своеобразие учебных средству становится его самостоятельность, связанная с появлением независимых учащихся; т.е. тех, ктожелает обучиться языку, но на собственных условиях, а также независимое сертифицирование материалов и результатов независимого обучения в области иностранного (в нашем случае - русского) языка.
Инновационное языковое образование складывается в условиях динамичного развития сетевого мира, что в свою очередь порождает проблемы, связанные с современным лингвистическим состоянием глобальной информационной среды и возрастающей;языковой; конкуренцией г в Интернете. Появляется потребность в научной разработке концепции сетевого распространения русского языка, что позволит профессионально продвигать в глобальном пространстве Интернета его богатство- и уникальность, а также ценности отечественной литературы и культуры, пропагандируя; тем самым интересы России - как гуманитарные, так и экономические, поскольку при профессионально и планомерно организованной системе сетевого обучения количество изучающих русский язык будет расти, географический охват -расширяться.
Актуальность лингводидактических исследований связана с решением следующих исследовательских задач: - выявить инновационный потенциал современного языкового образования; - исследовать роль и место электронной лингводидактики в системе развития информационной образовательной среды;
- обозначить психолого-педагогические, лингвистические предпосылки и основы формирования и перспективы электронной лингводидактики; исследовать влияние интегрированных наук и научных областей (психолингвистики, социолингвистики, лингвокультурологии и др.) на содержание и функционирование электронной лингводидактики;
- дать ее методологическое обоснование, выявить в этом контексте интегрированную систему подходов и методов к обучению русскому языку средствами электронной лингводидактики;
- описать взаимодействие стратегий и тактик с содержанием и формами электронного обучения;
- выработать критерии анализа и оценки качества электронных обучающих средств по русскому языку;
- апробировать и системно представить особенности презентации в ЭСО коммуникативно-речевого материала;
- смоделировать структуру и содержание языковых и речевых аспектов в соответствии с «Требованиями ...» к уровневому владению языком и спецификой ЭСО;
обосновать и проиллюстрировать тексто (дискурсо)- и практико-ориентированный характер и возможности электронного обучения русскому языку;
- продемонстрировать опытные и внедренные в процесс языкового обучения учебно-методические разработки и дать научно-практический комментарий в отношении путей и способов реализации лингводидактических возможностей электронного обучения в ЭСО нового поколения;
- предоставить развернутый анализ современного функционирования русского языка в мировой сети: преимущества, проблемы, перспективы; - установить и подтвердить значимость инфокоммуникационных технологий, с точки зрения образовательной практики, в изменении системных свойств и возможностей электронной языковой среды обучения;
- всесторонне изучить роль систем управления контентом в формировании сетевой функциональной среды и реализации возможностей электронной лингводидактики в сетевом обучении русскому языку;
- описать теоретико-практические аспекты адаптации педагогов-русистов к применению ЭСО в языковом обучении;
- разработать и смоделировать структуру и содержание повышения квалификации русиста в области создания и использования ЭСО;
- представить методическую систему обучения специалиста-русиста работе в сетевом пространстве.