Медиадидактика в обучении РКН
Программы дистанционного обучения в сфере изучения русского языка
Эксперты сошлись во мнении, что дистанционные формы электронного обучения являются наиболее доступными, хотя зачастую менее эффективными, по сравнению с электронными обучающими программами, непосредственно установленными на персональный компьютер.
Дистанционная форма обучения включает технологическую, содержательную и организационную составляющие.
Технологическая составляющая основана на материально-технической базе: аппаратные средства (компьютеры, т.е. hardware), программное обеспечение (software), техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, обновление системы и содержания (апгрейд системы и контента).
Содержательная составляющая представляет собой структурированный учебный контент, в котором предусмотрены инвариантные компоненты определенного типа электронных обучающих ресурсов (ЭОР): курсы ДО, электронные учебники, специализированные сайты, порталы, и его методическую поддержку.
Организационная составляющая предусматривает организацию и проведение учебного процесса с использованием различных моделей ДО.
Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство, включающее учебный процесс, его информационное обеспечение, управление этим процессом, а также использование современных педагогических технологий, отвечающих требованиям новой парадигмы образования.
Как показал опыт, разработчики ЭОР ограничиваются в большинстве своем реализацией технологической и содержательной сторон ДО, не обращая должного внимания на организационную составляющую дистанционной формы обучения. Именно эта составляющая отвечает за осуществление учебного процесса по разработанному ЭОР, т.е. интегрирование ЭОР в учебный процесс.
Организационная составляющая ДО реализуется по-разному в зависимости от используемой модели ДО.
Опираясь на предложенные Лабораторией дистанционного обучения модели организации учебного процесса с использованием ИКТ и внеся в них определенную коррекцию, считаем, что применительно к преподаванию русского языка как иностранного в наибольшей степени требованиям дистанционной формы обучения отвечает следующая классификация моделей ДО.
Модель 1 "Сетевое обучение" представлена в двух видах: в виде автономного курса или курсов ДО, программное обеспечение которых размещено в сети Интернет, и в виде виртуального центра/университета/аудитории.
Автономные курсы ДО больше предназначены для овладения отдельным учебным предметом или аспектом (фонетикой, лексикой, грамматикой, стилистикой) или для формирования определенных навыков и умений.
Для полноценного функционирования виртуального центра/университета должна быть создана хорошо структурированная информационно-образовательная среда, в которой содержатся все имеющиеся в данном центре/университете курсы ДО, предусмотренные учебным планом или программой обучения, хранятся практические работы обучающихся, имеется информационно-дидактическое обеспечение данных курсов (виртуальные библиотеки, медиатеки, электронные энциклопедии, словари, электронная база данных ресурсов Интернета, телеконференции, форумы). Помимо этого информационно-образовательная среда должна предоставлять возможность диалогового обмена учебной информацией между всеми субъектами учебного процесса.
Занимаясь по этой модели ДО, учащиеся обучаются в условиях взаимодействия, сотрудничества, а преподаватель, совмещая различные функции, становится координатором всего учебного процесса.
В каждом виде этой модели ДО важным компонентом является административный блок (регистрация пользователей, мониторинг обучения).
По мнению ряда исследователей, эта модель ДО может полностью заменить очную форму обучения и быть достаточной для получения качественного образования.
Модель 2 "Интегрированное/комбинированное обучение" представляет собой сочетание дистанционной и очной/контактной формы обучения, т.е. когда в очном учебном процессе используются учебные материалы, созданные на базе интернет-технологий и/или кейс-технологий.
В первом случае размещенные в сети учебные программы используются в очной форме обучения. В случае кейс-технологий обучение строится на основе уже изданных печатных или электронных учебников/учебных пособий и с помощью дополнительного материала, размещенного в сети. Данная модель ДО позволяет создать информационно-предметную среду по различным аспектам дисциплины РКИ (по различным направлениям профильного обучения), индивидуализировать процесс обучения, дает возможность гибче и рациональнее использовать аудиторное время, организовывать новые формы индивидуальной и групповой работы иностранных учащихся.
Такая модель, как показывает накопленная практика, самая распространенная и, по мнению ряда исследователей, наиболее перспективная.
Модель 3 "Распределенный класс" (модель удаленных аудиторий) строится на организации учебного процесса в режиме реального времени (online) или отсроченного доступа (offline) на базе видеоконференций, интерактивного телевидения (two-way TV) или специально созданной программы в форуме. Преимущественно эта модель предполагает использование технологии интерактивного телевидения, когда занятие ведется с учащимися очного отделения одновременно с "удаленными" студентами при помощи интерактивных телекоммуникаций, или проведение видеоконференций (при наличии специального телеоборудования, видео или web-камер стены аудитории как бы "раздвигаются" за счет "удаленных" студентов, с которыми учитель и очные учащиеся могут вступать в контакт по типу телемоста). Но функционирование данной модели возможно и при использовании специально созданной программы в форуме, что делает эту модель доступной для большинства российских и зарубежных вузов, так как не требует использования дорогостоящей техники.
Более, чем десятилетний опыт создания специализированных сайтов для распространения программ дистанционного обучения в сфере изучения русского языка, дистанционных форм повышения квалификации, распространения информационно-справочной и методической информации по проблемам изучения русского языка как иностранного и как неродного в РУДН, позволил создать информационно-образовательную инфраструктуру, состоящую более чем из 6 специализированных сайтов. Важно отметить, что созданием, наполнением, управлением, консультационной деятельностью занимаются исключительно русисты-практики с большим опытом аудиторной работы. Этот факт важен тем, что созданная и постоянно развиваемая информационно-образовательная инфраструктура является экспериментальной площадкой, позволяющей на основе приобретенного опыта видеть перспективы развития электронного обучения языку, строить новую методологическую платформу и методики обучения разным языковым и речевым аспектам обучения РКИ в электронном формате.
На специализированном сайте www.russianword.ru разнообразные электронные образовательные ресурсы, предназначенные для обучения русскому языку как иностранному и как неродному по разным аспектам и уровням обучения: учебно-методические комплексы, лингвометодические тренажеры, адаптационные тесты по всем видам речевой деятельности, мультимедийные обучающие программы, лингвокультурологические программы, радиопередачи, популярные русские песни, которые известны во всём мире «Подмосковные вечера», «Катюша», «Калинка» и другие. Песни можно не только прослушать, скачать текст в формате PDF, но и петь в режиме караоке. Перейти на раздел>>>
Разработанный в Центре создания электронных средств обучения в Российском университете дружбы народов сетевой мультимедийный учебно-методический комплекс «События в России и за рубежом» в полном формате (не демоверсия) размещён на сайте www.russianword.ru в разделе «Продвинутый этап обучения РКИ». Перейти на раздел>>>
Мультимедийный интерактивный комплекс разработан коллективом преподавателей факультета повышения квалификации преподавателей русского языка Российского университета дружбы народов под руководством доктора педагогических наук, профессора Т. М. Балыхиной.
Развитие инфокоммуникационных технологий предлагает новые возможности по созданию средств обучения нового типа. Интеграция радио, телевидения, средств массовой информации и интернета позволяют использовать в качестве обучающего материала ежедневные события, зафиксированные в виде радио-, теле- или интернет сообщений.
По мнению большинства экспертов, в современном мире обучение иностранному языку должно строиться на основе интересных обучающих материалов, несущих кроме знаний о фонетической, лексической, морфолого-синтаксической системе языка ещё и актуальную политическую, экономическую, культурологическую информацию.
Данный комплекс создан на основе современных видеосюжетов, что особенно актуально при постановке и оттачивании навыков устной и письменной речи. Комплекс состоит из следующих разделов: "Экономика", "Политика", "Культура", "Это интересно", "Спорт", "Аварии и катастрофы".
Структура урока содержит модуль видео и текстовой презентации обучающего материала. Текстовое дублирование видео события необходимо для оперативной семантизации лексики с использованием мультиязычных электронных словарей; модуль методических комментариев, модуль тренинга, модуль контроля. В уроке предусмотрена распечатка урока в формате PDF в качестве раздаточного материала.
Инновационность данного УМК заключается в его принципиальной оперативной обновляемости и расширении новыми рубриками и лексическими темами. В настоящее время творческий коллектив по просьбе зарубежных преподавателей готовит два новых модуля по темам «Экология» и «Язык информационных технологий».
На сайте, в разделе «Элементарный уровень» размещены универсальные актуальные материалы, необходимые для обучения русскому языку как иностранному и как неродному для всех категорий обучающихся на любом этапе, например, «Русская грамматика в таблицах». Перейти на раздел>>>
Поскольку данное средство обучения является неотъемлемой частью процесса обучения, то каждый обучающийся или преподаватель может открыть данный раздел и распечатать грамматическую таблицу по любой грамматической категории русского языка: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, предлоги и падежи, префиксы и предлоги. Это является одной из форм распространения обучающего материала по русскому на Планете.
Аналитический обзор электронных средств обучения и программ дистанционного обучения РКИ показал, что за последние 5 лет таких ресурсов стало многократно больше.
Так, например, профессор Джон Лангран (Франция) более 10 лет назад создал мультимедийный курс «Russlan». Обучающая программа адресована для краткосрочных курсов обучения русскому языку. В структурно-содержательном плане курс состоит из 10 уроков-ситуаций («На таможне», «В такси», «В ресторане» и т.д. В курсе есть модуль, посвященный интерактивной системе упражнений к каждому уроку, а также модуль со страноведческой информацией. К числу положительных сторон можно отнести хорошо проработанный методический материал, мультимедийное представление диалогов, интерактивность упражнений. Важно так же то, что данный курс периодически обновляется в соответствии с новыми информационными возможностями. К отрицательной стороне мы относим невысокое качество педагогического веб-дизайна программы, ограниченность диалоговых ситуаций, отсутствие методического комментария к каждому уроку, невозможность использования для семантизации слов и выражений современных мультиязычных словарей переводчиков, невозможность использования курса в дистанционном обучении. Несмотря на декларирование разработки дистанционного обучения на сайтах; http://www.russia-on-line.com/ruslan_rus.html, http://ilearnrussian.com/, http://www.ruslan.co.uk/ruslan.htm реального дистанционного обучения нам найти не удалось и все сводится к продаже апробированных учебников и дисков и рекламе очных курсов.
На наш взгляд, такая ситуация вызвана тем, что методика создания, используемая профессором Ланграном слишком затратна, требует участия высококвалифицированных специалистов в области программирования и веб-дизайна.
Многим зарубежным экспертам известна программа «Rosetta Stone» (Великобритания). Rosetta Stone использует комбинацию текста, изображений и звука, с тем чтобы обучающийся запоминал слова и грамматику интуитивно, без использования словарей. По мере развития ученика сложность повышается. В рекламе продукта говорится, что это такой же способ обучения, которым люди изучают свой первый язык.
Например, программа демонстрирует обучающемуся четыре фотографии. Далее дается звуковое и текстовое пояснение, которое описывает одну из фотографий. Обучающийся должен выбрать фотографию, которая наиболее соответствует описанию. В другом варианте обучающийся должен завершить описание фотографии.
Во время письменных заданий программа предоставляет экранную клавиатуру для облегчения ввода нелатинских символов.
Если у обучающегося имеется микрофон, программное обеспечение может попытаться оценить произношения слов. Можно настроить тонкость восприятия произношения, что позволяет тренировать правильную речь.
К положительным сторонам программы можно отнести прекрасный веб-дизайн программы, хорошую интерактивность при работе с упражнениями. Отрицательных сторон намного больше. Программа имеет явно коммерческий характер, впрочем, как и «Russlan», и стоит в ряду подобных программ для изучения еще 25 языков, следовательно она не обновляема и не расширяема, имет невысокую степень методической проработанности, декларируется как универсальная программа, однако трудно используемая для определенного курса или конкретной целевой аудитории. Отсутсвует возможность использования мультиязычных словарей переводчиков для семантизации лексики при работе с диалогами и текстами.
Разработанный в Центре международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова (ЦМО МГУ) сетевой мультимедийный интерактивный курс дистанционного обучения русскому языку как иностранному (МИК ДО РКИ) "
В ЦМО МГУ уже накоплен определенный опыт работы по данному сетевому курсу дистанционного обучения, в котором используются все разные модели ДО РКИ.
Сетевое обучение по МИК ДО РКИ "В эфире Россия" по словам авторов, которые даны в анонсе курса на сайте www.cie.ru, протекает в виде самостоятельной индивидуальной работы обучающихся и в виде диалогового обмена информацией со всеми субъектами учебного процесса (преподавателем, другими учащимися - пользователями данного курса). Для организации такого взаимодействия программное обеспечение этого электронного обучающего ресурса включает инвариантные компоненты, присущие данному виду ЭОР. Эти компоненты, необходимые для создания информационно-образовательной среды, позволяют не прибегать к контактной (очной) форме обучения, а предоставляют возможность организовать учебный процесс дистанционно в виде виртуальной аудитории.
Курс размещен на отдельном сайте ЦМО МГУ "Русский язык и культура - дистанционно" www.dist-learn.ru.
В информационно-образовательную среду курса ДО входят следующие инвариантные компоненты:
а) база данных (БД) учебной информации, в которой содержатся:
сетевая обучающая программа "В эфире Россия", представленная в виде набора модулей уроков, сгруппированных по тематическим блокам "Политика", "Экономика", "Общество", "Культура", двуязычного Словаря языка масс-медиа, встроенной системы настройки работы по уроку, системы мониторинга прохождения материала урока;
демо-версия одного урока;
двуязычный путеводитель по курсу с подробным описанием целей и задач, содержания, адресата обучения;
регистрационная форма пользователей курса;
рекомендации для обучающихся;
сертификация;
форум;
гибкая система подписки на курс;
прайс-лист;
страница FAQ;
служба технической поддержки курса (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. );
информационно-дидактическое обеспечение курса.
С точки зрения теоретической разработки модели дистанционного обучения следует отметить высокопрофессиональный подход к структурно-содержательной, методической и дидактической сторонам учебного процесса. К числу положительных сторон можно отнести обновляемость образовательного контента и принципиальную его расширяемость.
Однако, в реальности курс существует в печатном виде и на оптическом диске. На заявленном сайте размещена только демо-версия, но не реальный курс дистанционного обучения. В конечном итоге всё сводится к отсылке на печатное издание данного курса и очному участию на курсах РКИ в ЦМО МГУ.
К числу недостатков курса можно отнести его двуязычность, что существенно ограничивает аудиторию пользователей данного курса. Ввиду того, что он выполнен в формате флаш, то нет возможности использовать мультиязычные словари переводчики для семантизации лексики при работе с диалогами, текстами, комментариями.
В целом можно сказать, что основная проблема в развитии данного курса и его полноценной сетевой реализации заключается в неадекватной методологической платформе, в основе которой лежат большие потребности в постоянных финансовых вложений для содержания высокопрофессиональных программистов, веб-дизайнеров, несовременных серверных технологий и т.д.
Многолетние (более 20 лет) исследования и наблюдения за развитием дистанционного обучения языку и предметам в российском образовании позволили нам сделать вывод, что основной недостаток учебных организаций это выбор неадекватных инструментальных средств и слабая методологическая проработанность стратегического видения среднесрочных и длительных перспектив развития дистанционного образования; нет учёта зарубежного опыта. Так, например, более 10 лет лидером развития дистанционного образования в России являлся Московский государственный университет экономики, статистики и информации (МЭСИ), если судить по количеству наград на выставках, посвященных дистанционному образованию и публикациям в научной литературе.. В университете использовалась система дистанционного обучения «Прометей», к работе в этой системе привлекались все преподаватели, прошедшие обучение для работы в данной системе, каждый преподаватель, работающий в системе получал хорошую финансовую надбавку. Но два года назад, разработчики осознали, что развитие дистанционного образования на данной платформе является тупиковым, неконкурентоспособным в силу крайней неадаптивности к развитию информационно-коммуникационных технологий и два года назад университет отказывается от данного инструмента. Таких примеров множество.