• slider

Современные технологии

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГА – БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ КОНТЕКСТЫ

М.Г. Балыхин

Т.М. Балыхина

Аннотация: Основополагающим в определении конкурентоспособности педагога являются: четкость профессиональных целей и планов ценностных ориентации, творческое отношение к профессии, способность быть лидером в учебно-профессиональном коллективе, способность к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту. Главные психолого-педагогические условия успешной деятельности - это уверенность в своих профессиональных силах, которая вырабатывается через освоение и совершенствование профессионального мастерства, через создание имиджа профессии и собственного имиджа.

Ключевые слова: конкурентоспособность педагога, развивающие, инновационные методики, образовательные ступени – научно-ориентированная, профессионально-ориентированная, ситуации и кризисные моменты в профессиональной подготовке и деятельности педагога, русиста.

Конкурентоспособность  преподавателя (педагога, русиста) - это своего рода показатель качества вузовской профессиональной подготовки и возможности реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза в интересах общества и производства и в собственных интересах (хотя понятие «конкурентоспособность» долгие годы бытовало в сфере производства, экономики, коммерции как показатель качества продукции, уровня развития промышленности, общества. Оно до сих используется в таких «неблагоприятных» контекстах).

В настоящее время понятие «конкурентоспособность», которое стало обиходным в исследованиях задач высшего образования за рубежом, начинает входить в российскую деловую и учебно-научную литературу по проблемам образования. До сих пор описывая систему подготовки специалистов в сфере высшего образования, мы чурались ставить на одну чашу весов отчасти далекие, но не диаметрально противоположные понятия, такие, как «мера интеллигентности» в компетенции педагога и «мера» или просто «конкурентоспособность», которая определяется как способность субъекта (объекта) выдерживать конкуренцию на рынке (труда, занятости, услуг) в сравнении с аналогичными субъектами (объектами).

Будучи далекими от мысли приравнивать качества образования и качества товара, вспомним тем не менее, что такое закон конкуренции - объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной продукции. Не вызывает сомнений то, что работа по подготовке кадров будущих специалистов должна быть не просто «качественной, как всегда» (т.е. сохраняющей существующий уровень подготовки, деятельности научно-педагогических кадров высших школ; поддерживающей рейтинг наработанных методик и профессиональных связей), но и развивающейся, инновационной.

Есть слабые места в подготовке российских  педагогов, которые, впрочем, актуальны для других стран мирового сообщества. Так, зарубежную научно-педагогическую общественность волнует слабая подготовка гуманитариев, недостаточно продуктивное владение иностранными языками, неполная подготовленность к самостоятельной работе, слабая правовая, экономико-управленческая и др. подготовка будущих специалистов.

В целом характер образования, который - по преимуществу - научно-ориентирован, должен от одной образовательной ступени к другой становиться все более профессионально-ориентированным. Понятно, что четко и ясно решать проблему профессиональной компетенции и конкурентоспособности как проблему национальной кадровой политики нельзя, не согласовав ее с глобальными задачами образования, с проблемами качества высшего образования. Вместе с тем это проблема, над решением которой работают исследователи многих национальных профессионально-образовательных систем.

Краткий анализ современной ситуации и некоторых кризисных моментов в профессиональной подготовке и деятельности педагога, русиста. Перестройка экономико-политических отношений в России не могла не сказаться на системе высшего филологического и педагогического образования, которая работает в двух «режимах» — функционирования и развития — и на которую оказывают влияние две глобальные тенденции в образовании — прагматическая (узконаправленная) и фундаментальная (широкопрофильная). Кроме того, учебный процесс в высшей школе  - это сложная система взаимодействия и движения «информационных потоков», которые создаются научными и научно-практическими областями знаний.

Если система работает только в режиме функционирования, но не развития, если не учитывает состояние, закономерности и тенденции в научном знании и способы их передачи учащимся, если не выявляет формы своего обновления и обогащения, пути использования образовательного опыта — отечественного и зарубежного, — то такая система «обречена» на «выживание», на выпуск специалистов низкой конкурентоспособности.

Отсутствие актуальных исследований причин и механизмов кризисных моментов в мировом образовании, особенностей их проявления в национальных образовательных системах (в том числе для того, чтобы смягчить их влияние) сказалось на системе подготовки педагогов и на их профессиональной востребованности: обозначилось частичное падение общественного престижа профессии «педагог», стал происходить отток перспективных и молодых кадров в другие производственные структуры не только по причине снижения уровня финансовой оценки деятельности педагога, но и в силу того, что оказались неясными перспективы будущего профессионального развития, к которым так чувствительны начинающие специалисты. Переломить это кризисное состояние пока не удается.

К негативным моментам можно также отнести ухудшение научно-информационного обеспечения  педагога профессиональной области: ограничение возможностей пользоваться самой современной литературой и создавать ее, снижение возможностей профессионального общения через научные семинары, конференции, курсы и факультеты повышения квалификации. Нередки случаи, когда педагог, русист в своем научно-методическом «амплуа» после получения квалификации в аспирантуре продолжает профессиональное совершенствование как «самоучка».

Конечно, пути к позитивным переменам всегда находятся. Дело тут не только в улучшении состояния российской экономики. Перемены сразу же дадут о себе знать, если будут сбалансированы в полной мере все стороны подготовки педагогов-русистов, если будут созданы, к примеру, центры и национальные регистры сертификации специалистов. Работа центров, могла бы выявлять более квалифицированных, элитных специалистов, спрос на которых всегда существенно выше. Вместе с тем, сформировать таких специалистов, руководствуясь только требованиями соответствующих государственных стандартов высшего профессионального образования, невозможно.

Высказываются мнения о необходимости создания модели конкурентоспособного выпускника российского вуза. Более того, уже предложена такая, несколько обобщенная модель начинающего (молодого) специалиста, педагога, в которой в качестве базовых элементов представлен ряд профессиональных и личных качеств.

Модель конкурентоспособного специалиста – педагога, русиста. Под моделью в данном случае следует понимать мысленно представляемую и/ или материально реализованную систему, которая отображает, воспроизводит социальный объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте. Одно из основных требований, предъявляемых к модели, требование адекватности, т.е. соответствие модели реальной действительности по основным, существенным признакам. Количество моделей столь же велико, как и велико разнообразие объектов реальной действительности, например, можно составить

-модель должности,

-модель принятия решения и т.д.

Модель выпускника-педагога, русиста -  это характеристика существенных личных и профессиональных качеств, знаний, навыков и умений , необходимых для выполнения типовых профессиональных задач после окончания вуза.

Для конкурентоспособного молодого специалиста важны профессиональные качества, формируемые на основе профессионального мышления (позволяющего проникать в суть научно-педагогическтих явлений и принимать оптимальные, в том числе нестандартные решения стратегических и тактических вопросов), эмоционально-волевые проявления (эмоции, чувства, высокоразвитое нравственное сознание, профессиональная чувствительность, волевые акты, способы их выражения и достижения, характерные для данной деятельности и конкретного сообщества), способы деятельности и поведения (педагогическая и методическая культура, умения, навыки, приемы, стиль поведения, оптимальные и значимые для реализации личностных и общественных ценностей в данном обществе и в данное время), ценности и ценностные ориентации, принятые, доминирующие и зарождающиеся на определенном историческом этапе традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, сообщества, государства (отношение к труду, людям, самому себе и др.), глубокие и разносторонние знания (факты, закономерности, законы в общегуманитарной, естественнонаучной и профессиональной областях, обеспечивающие принятие оптимальных решений), опыт решения общечеловеческих и профессиональных проблем (отечественный и зарубежный, современный и исторический) .

И личностные качества: психологические (эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональность, аутентичность, открытость — по отношению к другим и к новому; терпимость, развитость интуиции, восприимчивость, оптимизм как философия жизни), мыслительные (аналитичность, рефлексивность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления, цельность мышления), поведенческие (коммуникативность, инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, способность к релаксации, способность руководить и подчиняться, ответственность) .

Вместе с тем было бы ошибочно полагать, что в каждой конкретной профессии существует один-единственный стандартный образец специалиста, соответствующего требованиям данной профессии, или что к этому стандарту следует «подгонять» каждого учащегося вуза: внутренние условия формирования личности, ее психические качества нестандартны. Поэтому, очевидно, помимо модели выпускника, нужно иметь широкую обзорную ориентировку в том, как развивается человек в мире конкретной и смежных профессий, нужно более глубоко постигать профессиональные, педагогические, социальные и другие требования человека и общества к профессии, как и психологические требования конкретной профессии к человеку.

Модель конкурентоспособного специалиста не может создаваться и изучаться вне системы, включающей модель подготовки специалиста и модель деятельности специалиста. При этом под моделью подготовки специалиста понимается реализация целей и задач высшего профессионального образования. Модель же деятельности специалиста предполагает анализ сферы конкретной профессиональной деятельности (цель, предмет, средства, способы деятельности), анализ профессиональных функций, анализ наиболее часто встречающихся затруднении и ошибок в профессиональной деятельности, анализ прогноза развития сферы деятельности (перспективы отрасли в целом и возникновение, а также развитие новых технологий, средств и объектов деятельности) 

Мы находимся

Контакты

117198 г. Москва

ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наши проекты в сети

langrus.ru
testrf.ru 
schoolrus.ru
dis-sovet.ru

Статистика

8.png3.png8.png6.png7.png

12.10.2016 11:40