Урок русского языка № 3
Статьи и лекции
Г.А.Балыхин "Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России"
В XX веке российская система инженерного образования считалась одной их лучших в мире. Ее традиции, адаптированные к условиям советской плановой экономики, в кратчайшие сроки обеспечили индустриализацию страны, успешное освоение космического пространства, создание атомной промышленности. В 1990-е годы российская инженерная школа во многом утратила свои прежние позиции. Произошел разрыв связей между наукой, образованием и производством. Значительная часть наиболее талантливых инженеров ушла в другие сферы деятельности. Часть технических вузов практически перестала участвовать в развитии промышленности, космического и оборонного комплексов. Развитие отечественной инженерной школы – важнейший фактор экономического прогресса России, решения поставленной руководством страны стратегической задачи построения в России инновационной экономики. Выступая на съезде Союза машиностроителей России, Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал, что «для решения этой задачи недостаточно только укрепить производственную и научную базу, необходимо усиливать кадровый потенциал, настраивать систему профессионального образования. Надо увлечь молодежь идеейтехнического прорыва, возродить престиж инженерного и квалифицированного рабочего труда». Инновационной экономике России нужны адекватные требованиям времени инженерные кадры – специалисты, имеющие широкую фундаментальную подготовку в области физико-математических и базовых инженерных дисциплин, в совершенстве владеющие IT-технологиями, коммуникабельные, изобретательные, способные не только проектировать новые технические устройства, но в равной степени умеющие организовывать их производство и реализацию на рынке. В перечне поручений Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, подготовленном по результатам заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию 30 марта 2011 года в Магнитогорске, даны четкие поручения по дальнейшему развитию системы инженерного образования. Остановлюсь на наиболее приоритетных, на наш взгляд, ключевых направлениях развития инженерного образования. Школа и ранняя профессионализация Если говорить о мерах по совершенствованию инженерного образования, то их надо внедрять уже на уровне школы. Для экспертного вузовского сообщества очевиден факт падения качества преподавания в общеобразовательной школе, особенно математики и естественно-научных дисциплин. Что можно сделать в данной ситуации? Необходим комплекс мер по совершенствованию системы профессиональной подготовки в общеобразовательной школе, таких как развитие сети специализированных школ и классов, в том числе и при вузах, создание специальной системы отбора наиболее талантливых, способных к творчеству молодых людей для получения инженерного образования. Необходимо создать общероссийскую систему профессиональной ориентации и совершенствовать технологии преподавания. В советское время существовала стройная система научно-технического творчества, охватывающая более 17% детей и молодежи. Сейчас этот процент не превышает 5, то есть попытки возрождения такой системы пока не принесли ощутимых результатов. Поэтому в качестве одной из важнейших задач можно определить необходимость развития системы технического творчества, положив в основу идею технического прорыва, престижности инженерного труда. Содержание образования Назрела серьезная необходимость обновления содержания инженерного образования. Если мы говорим об инженере для инновационной экономики, то это, в первую очередь, творец, изобретатель, который может работать с применением широкого спектра специальностей. С одной стороны, для этого необходимо обеспечение углубленного преподавания базовых дисциплин, а с другой – междисциплинарных программ, что в комплексе позволит готовить специалистов широкого профиля, которые смогут грамотно использовать свои знания для решения смежных или комплексных производственных задач. Для решения инновационных задач необходимо обучение инженеров основам предпринимательства, а менеджеров – основам инженерного дела и управления технологиями. Содержание инженерного образования должно разрабатываться с учетом потребностей компаний, а студенты должны иметь возможность проходить производственную практику на реальном производстве. Например, на базе филиала Казанского государственного технологического университета в Набережных Челнах создан образовательный кластер совместно с КАМАЗом. Учреждения начального, среднего и высшего профобразования объединены в единую систему. Студенты филиала одновременно с обучением в вузе трудятся на различных должностях на предприятии, которое, в свою очередь, выплачивает студентам дополнительную стипендию и заключает с ними договор о трудоустройстве по окончании обучения в высшем учебном заведении. Президент Российской Федерации ставит задачу создания отраслевых квалификационных рамок и соответствующих профессиональных стандартов, содержащих требования к перечню знаний и компетенций, которыми должны обладать выпускники образовательных учреждений. При этом до настоящего времени не создана национальная квалификационная рамка как основа для создания системы отраслевых квалификаций, но уже утверждены новые образовательные стандарты. В данном случае процессу следует вернуть естественную логику: вначале необходимо создать национальную квалификационную рамку, далее следует разработка отраслевых профессиональных стандартов, и затем нужно внести соответствующие изменения в государственные образовательные стандарты инженерного образования. Трудоустройство и центры поддержки и внедрения За последние несколько лет в вузах созданы центры по трудоустройству выпускников, отработаны связи с работодателями, но этого недостаточно. Активнее привлекая работодателей, можно гораздо лучше решить проблему трудоустройства студентов. Здесь есть возможность использовать два механизма. Первый – заключение договора на целевую подготовку, и второй – предоставление гражданам возвратных субсидий, смысл которых в том, чтобы выпускник отработал по полученной специальности три-пять лет. Контрактная подготовка и система возвратных субсидий должны найти отражение в соответствующих законах. В рамках федеральных целевых программ при национальных исследовательских университетах необходимо создавать инженерно-исследовательские, инжиниринговые центры, целью которых должно стать развитие прикладных исследований, обслуживающих инженерное творчество. Эти центры должны иметь тесное взаимодействие с бизнесом, с тем чтобы получать совместные продукты и продвигать их на рынок. На финансирование национальных исследовательских университетов с 2010 по 2014 год направляется 45 млрд. рублей. Повышение квалификации и переподготовка Еще одна задача – вернуть специалистов, имеющих инженерное образование, на рынок труда и ввести имеющийся человеческий ресурс в экономический оборот. В данном случае имеются в виду две категории специалистов: первая – те, кто в силу различных социальных и экономических причин были вынуждены перейти в непроизводственную сферу, и вторая – те, которые получили первый производственный опыт, а главное, поняли, что инженерная деятельность – это их настоящее призвание. Нам представляется, что вернуть специалистов на рынок труда можно за счет открытия масштабной переподготовки. Это предложение могло бы быть включено в Президентскую программу повышения квалификации инженерных кадров. Реализация этого предложения позволит обеспечить реальный сектор экономики современными инженерными кадрами уже через два, максимум три года. Финансирование и развитие материально-технической базы К сожалению, важнейший вопрос о совершенствовании системы финансирования профессионального образования на сегодняшний день практически не решен. Я имею в виду несколько направлений: разработку нормативов финансирования учреждений профессионального образования, увеличение бюджетного финансирования как текущего, так и программно-целевого, софинансирование со стороны бизнес-сообщества. Еще одна проблема – это материально-техническая база. Она связана как с недостаточным финансированием, так и с тем, что необходимые для практических занятий инструменты и приборы становятся все более сложными и дорогими. Прежде всего, эта проблема должна решаться за счет увеличения финансирования. Другая возможность – за счет налаживания более тесных связей университетов с работодателями и использования материально-технической базы последних в учебных целях. Следующая проблема, требующая решения, – это заработная плата профессорско-преподавательского состава. Без ее существенного, а в перспективе опережающего роста решить другие проблемы инженерного образования не представляется возможным. Выводы Технологическая модернизация России неосуществима без развития и совершенствования инженерного образования, которое должно базироваться на лучших традициях российской инженерной школы. Давайте сделаем все от нас зависящее, чтобы российская инженерная школа вновь заняла лидирующие позиции в мире, инженерный труд стал престижным и новые поколения выпускников российских вузов произносили с гордостью: «Я – российский инженер».
Практические занятия
ФПКП РЯ РУДН |
Библиотека и медиатека преподавателя РКИ
Тесты адресованы трудящимся мигрантам и предназначены для подготовки к экзамену по русскому языку представителей из любой страны. Содержание статьи соответствует структуре экзамена.
В тексте "Аудирование" предлагаются небольшие объявления, которые звучат по всюду: в транспорте, в аэропорту, на вокзалах и т.д. Тесты для чтения - это реклама в магазинах, объявления о работе в различных газетах, журналах и т.д.
В тесте "Письмо" даны образцы официальных документов, которые должны уметь заполнять трудящиеся мигранты в различных ситуациях общения: при трудоустройстве, при оформлении заявлений, при отправке денег в банках, при заполнении анкет и т.д.
В данном пособии даны образцы ответов"Практикум" для выполнения тестов "Письмо" и "Говорение". Это поможет самотсоятельно подготовится к сдаче экзамена по русскому языку.
Словарь терминов и понятий методики преподавания РКИ
ЖАНР РЕЧЕВОЙ. Устойчивый тип высказываний, объединенных сходными формально-содержательными признаками. Ж. складываются исторически и представляют собой разновидности функционального стиля, связанные с речевыми ситуациями и целями общения.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Способность языкового знака выделять предмет, явление, признак из окружающего мира. Если языковой знак (слово) может выделять два и более объекта, то говорится о многозначности слова.
ИНТЕНЦИЯ (речевая интенция). Намерение говорящего выразить некий коммуникативно значимый смысл, например, эмоциональную оценку (предпочтение, удивление, любопытство и т.д.). См. также интенция речевая.
ТЕСТ. Задание стандартной формы, призванное обеспечить контроль в обучении, а именно: установить уровень и наличие определенных знаний, навыков, умений, способностей, умственного развития и других характеристик с помощью специальной шкалы результатов.
Тексты, Аудио, Видео