Статья Т.М.Балыхиной "Родительская и народная педагогика как средство творческого развития и обучения русскому языыку детей"
Т.М. Балыхина
Декан факультета повышения квалификации преподавателей русского языка
Российский университет дружбы народов
Мать, отец, учитель приобщают подрастающее поколение к богатству родного языка: ребенок слушает песни, ему рассказывают сказки, он вовлекается в игру, его увлекают сказочными чудесами, возбуждая воображение, обогащают эмоциональную сферу его психики. Нет ценнее семьи, в которой познавательные интересы детей развиваются, ребенок вводится в мир меткой, метафоричной мысли, учится обобщать свои наблюдения, в том числе над словом. Живое слово дороже мертвой буквы, Кто в семье живет, тому и спасение – эти и другие мудрые слова, которыми изобилует копилка народной мудрости – русский язык – свидетельствуют о тесной взаимосвязи родного языка, семьи, ее традиций в формировании нравственно здоровой нации, в обеспечении будущего как конкретного государства, так и мира в целом.
Просветительские идеи природосообразного обучения были заложены и обоснованы в «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского (1592–1679), где представлены, в частности, правила-рекомендации, от которых невозможно отказаться в век стремительно развивающихся педагогических технологий:
- обучение должно быть превращено в искусство;
- ничто не предпринимается несвоевременно, т.е. «образование человека нужно начинать в весну жизни, в детстве»;
- все надлежащее изучению должно быть распределено сообразно возрасту так, чтобы было доступно восприятию;
- утренние часы для занятий наиболее удобные: утро соответствует весне, полдень – лету, вечер – осени, ночь – зиме;
- материал ранее формы, иными словами, должен во всем соблюдаться естественный порядок, а материал соответствовать форме;
- надо учить словам сообразно с вещами (школа учит словам ранее вещей), потому что вещь – это тело, а слово – одежда;
- свет должен предшествовать тому, что освещается: примеры должны предпосылаться правилам;
- развивать ум надо ранее языка.
В «Великой дидактике» великий чешский педагог, высоко оценивая нравственно-этический потенциал педагогики народной, обосновал, что обучение не зазорно выстраивать как духовное наслаждение и его нужно как можно старательно приспособить к нормам действия природы.
Многие просветители, педагоги, исследователи подчеркивали духовную и обучающую силу народной мысли. К примеру, русский педагог К.Д. Ушинский (1824 – 1870) нравственно-этический потенциал народной педагогики считал фундаментом воспитательной системы любого государства, общества: «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».
Испокон веков народная педагогика с малых лет учила трудолюбию. Одной из ее заслуг является разработка принципов оценки человека по его отношению к труду, по его отношению к людям, в отношении сохранения и продолжения семейных, народных традиций и ценностей. Наблюдения над языком свидетельствуют, что в народной языковой педагогике глубоко отражены ценности:
- познавательные: истина, творчество, познание, разумность, рациональность, справедливость, правдивость;
- нравственные: добро, любовь, дружба, милосердие, гуманность, сострадание, великодушие, гостеприимство, взаимопомощь, единство слова и дела, скромность, приветливость, бережное отношение к хлебу, добротворчество;
- эстетические: красота, прекрасное, возвышенное, гармония, совершенство, изящество и др.
Доказательством тому служат пословицы, поговорки, присказки и т.д.:
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его;
Добро творить – себя излечить;
Честь дороже жизни;
Человек без Родины что соловей без песни;
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Народная мудрость гласит: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека». В фольклорном искусстве, вписанном в быт, красота и польза неразделимы.
Что из народного фольклора важно использовать при обучении русскому языку? Это и пословицы, и поговорки, и былины, и загадки, и колыбельные, и пр. Все они изобилуют идеями трудового и нравственного воспитания.
Особая роль в народном искусстве, искусстве древности отводилась интонационно-голосовому и двигательному компоненту. Голос, движение – естественные адаптационные механизмы, данные человеку природой. Они связаны со сферой эмоций, физиологией, психикой. Само слово эмоция ( от лат. – потрясаю, волную) обозначает движение чувств. Голос же делает видимым наш внутренний эмоциональный мир.
Современные физиологи установили, что при пении, при речевом интонировании происходит ритмическая подстройка организма, сокращение мышц гортани, микродвижения всего тела, незаметные для невооруженного взгляда.
Звуки пронизывают все тело человека, вызывают телесные вибрации, пропитываются телесными ощущениями. Голосовое звучание имело огромную значимость для архаичного человека. Голосовое звучание было и средством общения, расценивалось как показатель внутренней энергии человека, его возраста, качества здоровья, силы, эмоционального состояния.
В древних культурах с помощью звука умели воздействовать на свой организм, налаживали его, управляли его энергией, контактировали с Космосом. Это была целая магическая система. Не случайно в религиях всего мира к богам обращаются с помощью пения. В народных мифах и сказаниях певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями: древнегреческий певец Орфей смягчал своим пением души людей и укрощал диких животных, врач Асклепиада звуками музыки исцелял больных и прекращал раздоры, Садко, герой русского эпоса, с помощью пения управлял морской стихией. Интересно, что у народов Северного Урала и сейчас принято приглашать певца как лекаря, способного излечить больного, предсказать его судьбу.
Все жанры так называемого детского фольклора – колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, игры – формируют выразительную речь на изучаемом языке, гармонизируют личность. Это особенно ощутимо сейчас, когда современный человек, окруженный шумами, разорванными ритмами большого города, теряет связь с естественным ритмом жизни, нарушается состояние, теряется баланс в его эмоциональной сфере.
В педагогике всегда подчеркивалась важная роль сказки в передаче культурного наследия. Так, Л. Даже полагает, что сказка выполняет функцию «детского страноведения», позволяет ребенку лучше понять структуру изучаемого языка, его средства выражения, характер мышления народа и его национальное своеобразие. Отличительными признаками «детского страноведения» являются:
- простота и доступность материала,
- близость к внутреннему миру ребенка,
- своеобразные формы представления речевого материала.
Однако сказки – уникальное, но не единственное средство обучения языку на фольклорном материале. С этой целью можно активно использовать потешки, пестушки, прибаутки, говорушки, скороговорки. Свое название пестушки получили от слова пестовать – нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка (им пользовались наши бабушки и прабабушки:
проснется малыш – потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потягунюшки, подрастунюшки, роток говорюнюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки»).
Пестушки и потешки можно рассматривать как игровую модель в организации гармоничного взаимодействия в детской учебной аудитории. Возьмем, к примеру, потешку «Капуста»:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем,
Сок капустный пьем, пьем.
Повторение за взрослым, педагогом, казалось бы, незатейливых выражений является, на самом деле, хорошим фонетическим и двигательным упражнением (вспомним метод образовательной кинесиологии Дэннисона, метод опоры на физические действия и ощущения, разработанный в российской практике обучения иностранному языку). Происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить движения со словами нового языка. С каждой повторной игрой чувствуется нарастающая речевая активность и активность в выполнении движений. Прислушиваясь к ласковому речитативу, ребенок предвосхищает игровые движения, радуется, непроизвольно запоминает слова, безусловно, ласкового, нравящегося ему языка.
Слово потешка обозначает «игрушку». Это, как правило, веселая песенка-драматизация, побуждающая к действию, игре. Она способствует развитию выразительной речевой интонации, соотносит интонацию, ритмику и пластику.
Сравните:
Маланья
У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей,
Вот с такими ушами, вот с таким и носами,
Вот с такой головой, вот с такой бородой!
Они не пили, не ели, на Маланью все глядели,
Вместе делали вот так...
Всегда интересен и полезен для речевой практики вокализм фольклорных стихосложений, незатейливая рифмовка, равновесное (на центральном слоге) словесное ударение. Такое «обволакивание» трудных согласных – дрожащих, щелевых и т.д. – позволяет непроизвольно формировать артикуляционную и акустическую память.
Известны и могут широко применяться в обучении языку другие, в том числе пальчиковые, игры-потешки (Первый пальчик в лес ходил, второй пальчик суп варил). Они важны для развития мелкой пальцевой пластики (на ладошках и кончиках пальцев есть особые рецепторы, связанные с речевыми центрами мозга). Это веселая потешка-драматизация побуждает к действию, игре., способствует развитию выразительной речевой интонации, соотносит интонацию, ритмику и пластику, формирует навыки счета.
Коммуникативно-языковое пространство детей следует постоянно заполнять, чтобы ребенок как можно дольше находился в «стихии» языка. Приемы народной педагогики тем и прекрасны, что есть возможность их использовать не во время занятий, а в любой удобный для этого момент. Например, группа собирается на прогулку, возникают и ссоры, и споры. Если же прибегнуть к прибауткам типа Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька, На ней шубка аленька, Шапочка махровая, Маша чернобровая, - то эту ситуацию можно отнести к способу научения описывать себя, своих друзей на русском языке. В то же время переживание радости дает дошкольнику жизнерадостное, оптимистичное настроение, организует его поступки.
В прибаутках чаще всего разыгрываются ситуации, требующие нравственной оценки (Теть, тень, потетень, возле города плетень, сели звери на плетень, похвалялися весь день...). Как отмечают исследователи поэтического фольклора, для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. В них присутствует сказочный сюжет. В народных произведениях, как мы знаем, все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики, что расширяет познания ребенка об окружающих предметах и явлениях, о человеке и человеческой деятельности, например: Собака на кухне пироги печет, Кот в углу сухаpи толчет, Кошка в окошке платье шьет, Курочка в сапожках избушку метет. Нравственный урок каждой из прибауток содержит элементы насмешки над лентяями, растяпами. Этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает, помимо знаний в новом языке, представления о мире. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Ведь русский детский фольклор подобен расписным матрешкам, а прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения.
Прошло немало лет с тех пор как появились потешки, прибаутки, побасенки, скороговорки, однако до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Согласимся, что родителям, педагогам важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство.
Особый вид прибауток – песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают детям понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом их педагогическая ценность: Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. Сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на козлятках. Или Была репа важная, дивилась бабушка каждая: одним днем не обойдешь кругом. Всей деревней ели целую неделю. Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора.
Для чего в обучении новому языку нужны считалки? Пример показывает: происходит накопление активного и потенциального словаря, формируется грамматический минимум, развиваются слуховые, артикуляционные рецепторы, закладываются основы общеречевых механизмов: репродукции, долговременной и кратковременной памяти, языковой догадки, эквивалентных замен, осмысления: «Ленивая считалка» – В понедельник мяч гонял, А во вторник - рисовал, В среду в парк ходил гулять, А в четверг – в хоккей играть, В пятницу играл немножко, А в субботу бегал с кошкой, В воскресенье отдыхал – Очень сильно я устал.
Остановимся еще на одном приеме народной педагогики – танце-игре – выверенном веками, народным опытом факторе социализации личности. Танец, песня, игровое действо – эффективное в рамках традиционной культуры поведения средство психорегуляции. Издревле болезни, отрицательные эмоции «вытанцовываются», «выпеваются» и таким образом изгоняются из мыслей и тела человека. Коммуникативные танцы, игры насыщены невербальными формами поведения: поклоны, жесты вежливого прощания, улыбки, выразительные взгляды – своеобразные образы дружелюбия, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного речевого взаимодействия.
Детский фольклор привносит динамизм и занимательность в изучении нового языка. Произведения из его наследия следует читать, представлять эмоционально, артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Этому же нужно обучать и детей.
Народное слово – непревзойденный «учитель»: вот почему родителям и педагогам нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с детьми, умело «вплетать» их в повседневную речь. Следует принять во внимание, что для ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе.