Проблемы привлечения выпускников школ стран СНГ в ВУЗы Российской Федерации
Булков А.А.,
кандидат педагогических наук доцент кафедры «Социология и социальная антропология»
ФГБОУ ВПО «МГУДТ»
Работа вузов Российской Федерации по привлечению абитуриентов из зарубежных стран, в первую очередь выпускников школ стран СНГ, является задачей государственного масштаба. Поэтому она может быть решена образовательным учреждением при поддержке государственной политики в области образования. Вторым направлением является собственно деятельность вуза по привлечению иностранных студентов.
Исследовательская логика направляет сначала на анализ мероприятий государственного масштаба в этом направлении, а затем будет проанализирован опыт конкретных образовательных учреждений.
Целесообразно начать с мероприятий организационного характера.
В Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом РФ от 13 июня 2012 г.).[1] В рамках этого документа введено понятие образовательная (учебная) миграция как миграция с целью получения или продолжения образования.
Так Советом Федерации приняты поправки к закону о правовом положении иностранцев в России. В соответствии с ними студенты российских вузов, приехавшие учиться из других стран, смогут устраиваться на работу на легальной основе на основании обычной учебной визы.[2]
Изменение трудового и визового законодательства может стать еще одной мерой для привлечения иностранных студентов в отечественные вузы. А в российское законодательство приняты поправки, которые разрешают студентам-иностранцам подрабатывать на легальных основаниях, как и их сокурсникам-россиянам. Учебной визы будет достаточно для устройства на работу.
Для того чтобы иностранные абитуриенты поехали за высшим образованием в Россию, государством запланирован целый комплекс мер. Пересматриваются учебные программы, вводятся дистанционные вступительные экзамены. Планируется строительство общежитий, развитие инфраструктуры, расширение международного маркетинга.
Вторым направлением задач привлечения абитуриентов из стран СНГ в Российскую Федерацию является квотирование обучения.
В 2014-2015 году квота на обучение иностранных студентов выросла в два раза и составила 15 тысяч мест (это касается среднего, высшего профобразования и дополнительного). Все расходы по обучению в этом случае берет на себя бюджет нашей страны. По квоте в 2013-2014 учебном году, по предварительным данным, обучаются представители 131 страны, в том числе всех стран СНГ, Балтии, а также Абхазии и Южной Осетии. Из стран дальнего зарубежья, обучающихся по квоте, больше всего представителей Китая, Вьетнама, Монголии, Ирана, Палестины. Отмечается рост числа студентов из Германии, Чехии, Италии.[3]
Третьим направлением привлечения иностранных студентов на государственном уровне является организация образовательных выставок. Так в октябре 2014 года в Индии проходила выставка «Образование в России-2014». В ней принимали участие 11 университетов Российской Федерации. Впервые в выставке участвовали «Высшая школа экономики», Казанский федеральный университет и Оренбургская государственная медицинская академия. Постоянными участниками выставок подобного рода являются Тверская государственная медицинская академия, Волгоградский государственный медицинский университет и др.
Ещё одним направлением является развитие системы соглашений о взаимном признании дипломов между Россией и другими государствами.[4]
Отдельно проанализируем опыт некоторых вузов Российской Федерации.
Начнём анализ с опыта Тюменского государственного нефтегазового университета.[5]
Нефтегазовый университет постоянно расширяет свои интернациональные связи, поддерживает партнерские отношения и реализует совместные программы с вузами Германии, Франции, Испании, США, Монголии и странами ближнего зарубежья - Украина, Белоруссия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан. Иностранцам вуз готов предложить обучение по 70 специальностям высшего профессионального образования, бакалавриат и магистратуру, общее количество образовательных программ с учетом аспирантуры, докторантуры, повышения квалификации, рабочих профессий превышает 650. Действуют проекты по международному обмену, программа двойного диплома, включенного обучения (когда, не прерывая учебу в родном вузе, студенты могут пройти обучение в течение 1-2 семестров в принимающем университете, а затем продолжить занятия дома по результатам полученных за рубежом оценок), а также грантовые программы ТЕМПУС и ТАСИС. Довузовская подготовка иностранных студентов в ТюмГНГУ включает в себя интенсивный курс русского языка, а также основные дисциплины, знание которых необходимо в техническом вузе - математика, физика, химия, черчение.
Другой подход к привлечению иностранных студентов реализует Казанский федеральный университет (КФУ).
В Казанском университете всегда большое внимание уделяется работе с иностранными студентами. Результат этой деятельности - из года в год увеличивается число студентов из зарубежных стран в институтах и факультетах КФУ. Недавно сделан еще один шаг в этом направлении - в структуре Департамента внешних связей Казанского федерального университета начал функционировать Отдел привлечения и набора иностранных обучающихся.
В связи с большим объемом работ в деле привлечения иностранных студентов, с рекордно растущим количеством иностранных абитуриентов, желающих обучаться в КФУ, а также с целью достижения ключевых показателей эффективности Программы повышения конкурентоспособности было выдвинуто предложение создания отдельной структуры в Департаменте внешних связей, которая занималась бы вопросами набора. Так, в апреле 2014 г. и был создан отдел привлечения и набора иностранных обучающихся.
Работа по привлечению иностранных студентов в университет является структурно-алгоритмизированным мероприятием. Дело привлечения и набора иностранных студентов начинается с информационной работы, которая является самой основной и важной задачей отдела. Информационная работа включает в себя информирование и взаимодействие как с потенциальными абитуриентами, так и с органами государственной власти как в Российской Федерации, так и за рубежом. Информация об условиях обучения в КФУ размещается на англоязычной версии сайта вуза, направляется в Министерство образования и науки РФ. Отдельным направлением деятельности является информационное продвижение университета в интернет-пространстве и в традиционном медиа-пространстве. Следующим направлением можно рассматривать участие в международных и национальных выставках. Отдельно следует отметить активную работу по налаживанию контактов с рекрутинговыми агентствами.
В последние годы в деле привлечения иностранных абитуриентов большую роль играют подразделения Россотрудничества. Оно является единым оператором отбора иностранных граждан и соотечественников за рубежом в рамках постановления № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», согласно которому в этом году увеличилась правительственная квота РФ на бюджетные места в российские вузы для иностранных граждан с десяти до пятнадцати тысяч мест.[6]
Казанский федеральный университет тесно взаимодействует с Россотрудничеством в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве. Кроме того, разработан совместный план мероприятий, согласно которому основными направлениями взаимодействия являются:
- развитие международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры;
- содействие формированию институциональных партнёрств между образовательным научным сообществом России и зарубежных стран;
- привлечение интереса иностранных граждан к России, её языку, культуре, истории, системе обучения и получению российского образования;
- содействие в организации отбора иностранных граждан и соотечественников на обучение в КФУ по контракту, организация и проведение, при содействии представительств Россотрудничества, презентаций образовательных услуг университета, в том числе в рамках международных образовательных выставок и ярмарок в странах пребывания.
Рекрутинговые агентства являются следующим направленеим деятельности по привлечению иностранных абитуриентов. Соглашения с ними подписываются, когда тяжело добраться до будущих абитуриентов. Несмотря на то, что данное направление реализуется в странах Африки и Китае его целесообразно в изменённом виде реализовывать на пространстве СНГ.
Чтобы рекрутеры лучше представляли условия обучения иностранных студентов в КФУ, для них устраиваются ежегодные семинары, в рамках которых представители рекрутинговых компаний могут лично оценить образовательный и инфраструктурный потенциал нашего университета.
Опыт КФУ показывает, что эффективным направлением деятельности является выставочно-ярмарочная деятельность вуза. Участие в выставках является самой эффективной рекламно-агитационной компанией, когда потенциальные абитуриенты лично имеют шанс пообщаться с представителями вуза. Поэтому в 2013/2014 учебном году совместно с приёмной комиссией КФУ была проведена колоссальная работа по организации участия КФУ в 17 образовательных выставках в самых различных странах. В последнее время появилась новая тенденция - в работе выставок участвуют представители тех институтов и факультетов, направления обучения которых наиболее интересны жителям конкретной страны. Они знают все тонкости, с ними абитуриенты общаются с большим удовольствием. Также к работе на выставках привлекаются выпускники вуза, студенты-волонтёры вузов-партнеров КФУ, которые на своем родном языке общаются с потенциальными абитуриентами и помогают, таким образом, преодолеть трудности перевода.
Только в апреле 2014 года представители КФУ побывали на четырех выставках. Так, сотрудники Института геологии и нефтегазовых технологий ездили в Казахстан. Результатом выставочной деятельности университета является включение его в список вузов, в которые могут направлять абитуриентов Казахстана по национальной программе «Болашак». Эта стипендиальная программа финансируется Президентом Республики Казахстан и в основном направлена на получение магистерских и докторских степеней.
Представители университета участвовали в выставке «Expo Spring Fair 2014», которая прошла в Бишкеке (Киргизия).[7]Это участие позволяет ожидать большой набор на медицинское направление.
Кроме того, университет принял участие в научно-практических конференциях в Германии и во Франции, их проводило Министерство образования и науки РФ. На конференциях были презентованы научные разработки и проекты вуза. В Германии был презентован совместный проект КФУ с ТНГ-Групп, во Франции Институт физики представил свои научные проекты в области ультрафиолетовых излучений, а Химический институт - совместную магистерскую программу по хемоинформатике с Университетом Страсбурга.
В начале мая 2014 года КФУ был представлен на XX выставке российских университетов, которая прошла в Индии. В сентябре 2014 г. представители университета участвовали в выставке в Китае. Планируется участие в образовательных выставках в Азербайджане и Бангладеш.[8]
КФУ является участником выставки «World of Education». Стенд университета посетило более 100 студентов, 45 из которых оставили анкеты на контрактную форму обучения. Студентам объяснили процедуру электронной подачи заявок в системе «Буду студентом КФУ» со ссылкой на то, как они смогут пройти онлайн-тест по русскому языку, который зачтется им при успешной сдаче как вступительный экзамен. В ходе выставки формировался полный список желающих сдавать экзамен в КФУ для выезда приемной комиссией.
Следующим направлением деятельности университета является проведение презентаций на базе Россотрудничества с участием представителей Россотрудничества и объявлением о выделении квотных мест. В 2014 г. Российская Федерация выделила 465 квотных мест для школьников Киргизии. Это самый большой показатель среди стран СНГ (для сравнения: Узбекистан – 243 места, Казахстан и Азербайджан примерно по 80 мест и Таджикистан – 385 мест).
КФУ использует возможности Россотрудничества для проведения экзаменов на квотные места и сообщения результатов школьникам. Здесь же проводятся встречи со школьниками и их родителями, используя возможности Русского культурного центра. В ходе этих встреч делаются презентации о вузе и рассказываются о возможностях поступления и обучения школьников.
Для привлечения абитуриентов и студентов стран широко используются презентации образовательного потенциала КФУ в Кыргызском государственном техническом университете, Кыргызско-Российском Славянском университете, Международном университете Кыргызстана. В каждом из этих вузов были презентации КФУ и встречи со студентами с целью привлечения их внимания для обучения по программам магистратуры.
Отдельным направлением деятельности вуза является работа с национальными министерствами образования. Проходят встречи с министром образования и науки Кыргызской Республики Канатом Садыковым.
Следующим направлением является работа с диаспорами. В ходе образовательной выставки была организована встреча со школьниками татарской диаспоры. Со слов руководителя Республиканского общественного объединения «Татарско-башкирский культурный центр «Туган тел» Ассамблеи народов Кыргызстан в университет желают поступать около 50-60 татар. Многие претендуют на бюджетные места. Был обсужден механизм проведения экзаменов. Экзамены было предложено проводить на базе средней школы с привлечением кыргызских школьников, желающих обучаться на контрактной основе.
Отдельным направлением деятельности вуза являются визиты по средним общеобразовательным школам Киргизии.
Ещё одним направлением является привлечение студентов стран СНГ для обучения в магистратуру. Для этого используются визиты в Бишкекскую финансово-экономическую академию. Студенты академии посещали стенд КФУ на выставке и заинтересовались возможностью поступления в магистратуру по направлению менеджмента. Однако для них возникла проблема выезда и сдачи устного собеседования в КФУ. Они также попросили рассмотреть возможность организации дистанционного экзамена, как это практикуется для поступления в бакалавриат по системе «Стань студентом КФУ».
Далее проанализируем опыт привлечения иностранных абитуриентов, сложившийся в Национальном исследовательском Томском политехническом университете.[9]
С 2009 года российское правительство ежегодно выделяет 10 тысяч стипендий для обучения иностранных граждан в российских вузах в рамках сотрудничества с зарубежными странами в области образования. Минобразования и науки совместно с посольствами стран в РФ традиционно распределяет эти стипендии по вузам с учетом их запросов. В 2010 году ведущие вузы нашей страны впервые обрели право самостоятельного отбора иностранных граждан в рамках выделенных квот.[10]
Одним из таких вузов стал Национальный исследовательский Томский политехнический университет, получивший возможность по своему усмотрению отобрать 25 иностранцев для обучения на бюджетной основе.
Сложившаяся ситуация позволит более активно работать с иностранными партнерами по набору. Располагая квотами на бюджетные места, облегчается задача привлечения талантливых детей, не имеющих материальной возможности платить за образование и поехать в другую страну.
В университете иностранные студенты не платят за обучение и получают стипендию наравне с российскими гражданами – независимо от результатов сессии. При этом иностранные студенты в ТПУ имеют дополнительные возможности. Иностранные студенты-отличники точно так же, как и российские, могут получать стипендии Ученого совета университета и губернатора региона.
В наборе иностранных студентов успех не может быть измерен масштабом одного года. На каждый прием работа идет несколько лет. Не только нельзя ослаблять усилия, но и каждый год необходимо искать новые способы, формы для привлечения иностранных студентов из большего количества стран. Одним из таких направлений, требующих постоянного внимания, является реализация в ТПУ краткосрочных программ.
Интересны студентам-иностранцам в профессиональном плане конференции культурной, коммуникативной, гуманитарной направленности, в которых иностранцы принимают участие.
В ТПУ предпринимают и другие меры материальной поддержки иностранных студентов. Наряду со стипендиями Ученого совета университета и губернатора, имеется специальная стипендия университета для первого студента страны, из которой раньше студенты не обучались. Регулярно выделяется материальная помощь на покупку сезонной одежды. В результате многолетней работы состоялось хорошее сотрудничество со страховыми компаниями, студенты-иностранцы на минимальный страховой взнос имеют хорошую страховую премию и получают хорошее медицинское обслуживание. Им предоставляются путевки в лагерь «Буревестник», в профилакторий.
Студенты-иностранцы имеют подготовленных кураторов на несколько человек. В Международном культурном центре они также занимаются творчеством. Им предоставлены материально-технические возможности, и они организуют клубы по интересам, живут в комфортных общежитиях секционного типа. В столовой общежития для студентов-иностранцев учитывается национальная специфика, готовятся блюда, соответствующие культуре питания той или иной страны. В общежитиях работают клубы, где постоянно устраивают встречи и культурно-просветительские мероприятия.
ТГУ, начиная с 2006 года, проводит ежегодный Всероссийский смотр научных и творческих работ иностранных студентов. Ежегодно в ТПУ на этот смотр собираются студенты из 20-30 городов, представляя около 50 вузов и не меньше стран. Это весьма важное событие, которое прославило Томск как столицу иностранных студентов в Сибири. В Томск приезжают лучшие студенты со всего мира.
Отдельным направлением является создание базы учебной и методической литературы на иностранных языках, наличие специально разработанных учебных ресурсов для иностранных студентов и внедрения их в образовательный процесс. В вузе имеется предвузовской подготовки иностранцев и наличие специализированной кафедры русского языка как иностранного.
Вузовская инфраструктура включает отдел по работе с иностранными гражданами. В ТПУ есть Институт международного образования и языковой коммуникации – это наша сильная сторона.
Кроме того, университет имеет договора с зарубежными партнерами, реализуют программы двойных дипломов, академических обменов, участвует в международных программах (таких как Темпус и др.) и международных объединениях.
Следующим вузом, деятельность которого будет проанализирована стал Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина.
Данный российский вуз умеет систематически и целенаправленно продвигать собственный бренд на внешнем и внутреннем рынках, активно рассказывает о сильных сторонах вуза, подчеркивая индивидуальность, которая может быть связана с взаимодействием с различными организациями и компаниями в регионах.
Работой по привлечению иностранных абитуриентов в вузах проводит Управление международных связей. Вуз интенсивно работает над привлечением иностранных студентов и развитием международных связей и сотрудничества в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности. Партнерские связи налажены с общественными организациями, научно-исследовательскими центрами и вузами (около 100) из более 40 стран мира.
Действуют различные программы обмена и стажировок студентов, аспирантов, преподавателей, и с некоторыми странами такие программы реализуются уже на протяжении 15-20 лет. Если в 2011 г. за рубежом работало 82 преподавателя ТГУ, то в 2013 г. – 142. Число иностранных преподавателей в вузе выросло с 25 в 2010 г. до 41 в 2013г. Постепенно готовятся программы двойного дипломирования.
Для иностранного студента в стенах ТГУ есть привлекательные аспекты, среди них:
- разумное сочетание качества и стоимости образовательных услуг;
- небольшая стоимость потребительской корзины по сравнению с другими регионами России ($100 в месяц);
- хорошее географическое положение и уют русского провинциального города;
- индивидуальное сопровождение куратором каждого иностранного студента.
Университет активно рекламирует образовательные услуги, начиная с 2012г. его представители работают на образовательных выставках и ярмарках, организуемых Россотрудничеством и российскими центрами науки и культуры. С 2011г. вдвое - от 278 до 531 человек - увеличилось количество зарубежных научных мероприятий, в которых ежегодно участвуют представители университета.
Участие специалистов вуза в качестве переводчиков во время визитов дипломатов в Тамбов позволяет вести точечную дальнейшую работу по сотрудничеству с посольствами разных стран и налаживанию связей с зарубежными вузами, в том числе и для реализации совместных программ в области бакалавриата и магистратуры.[11]
Следующим направлением, позволяющим привлечь абитуриентов, является привлечение грантов. Стажировки, обучение и участие студентов в конференциях на ? оплачиваются грантодателями.
Отдельно следует подвергнуть анализу мероприятия образовательного характера, проводимые Россотрудничеством.
В продвижении за рубежом играют большую роль российские центры науки и культуры (79 в настоящий момент), организация Россотрудничеством олимпиады «Время учиться в России» и представление вузов на международных образовательных ярмарках и других мероприятиях. На реализацию этих целей направлены 1-й международный форум ученых-соотечественников (в 2015г.) и около 60 мероприятий Российской научной недели (Russian science week, сентябрь 2014г.), на которую приедут порядка 1000 молодых ученых.
Следующим направлением, позволяющим привлекать иностранных абитуриентов, является участие в ежегодной XII Всероссийской конференции «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей». Основной темой конференции стала совместная реализация Россотрудничеством и вузами России в странах СНГ и Балканского региона Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом.
Вторым направлением такого уровня является участие образовательных организаций в олимпиаде «Время учиться в России!», реализуемой при участии 50 вузов под эгидой ФА «Россотрудничество» и Минобрнауки России. Олимпиадный цикл традиционно включает в себя два этапа: информационный (осень), направленный на продвижение образовательных программ российских вузов в целевом регионе, и отборочный (весна), целью которого является определение наиболее талантливых абитуриентов.
В 2013-2014 гг. олимпиада проведена в 11 странах с общим охватом иностранных граждан более 2 000 человек, победители по каждой стране были зачислены в ведущие вузы России. Олимпиада «Время учиться в России» может в перспективе рассматриваться в качестве одного из механизмов привлечения иностранных граждан на обучение по программам бакалавриат.
Проблема привлечения иностранных абитуриентов из стран СНГ активно обсуждалась на Х съезде российских ректоров, который проходил в МГУ.
Ректоры эту проблему проанализировали комплексно. Для того чтобы иностранные специалисты приехали работать в вуз, нужна оборудованная лаборатория, стоимость которой доходит до 1 млрд. рублей и конкурентоспособная зарплата - 200-300 тысяч. Студентов привлекают двойные дипломы и обучение на английском языке. Все это трудные задачи.
По мнению ректоров, очень важно присутствие за рубежом наших вузов. Студентам интересны двойные дипломы. Один из перспективных путей развития вузов - сетевое образование, когда несколько ведущих университетов объединяются и предлагают студентам общие программы обучения.
Для повышения репутации отечественных вузов целесообразно продвигать собственные научные журналы, поддерживать техническое образование.[12]
Российским вузам могла бы помочь международная аккредитация образовательных программ общепризнанными аккредитационными агентствами. Если говорить, например, об инженерных специальностях, то существует ABET (Accreditation Board for Engineering and Technology) - аккредитационный совет по инженерным и техническим специальностям.[13]
В России пока только две программы имеют аккредитацию ABET, потому что это агентство аккредитует не весь вуз целиком, а только определенные специальности. Это Южный федеральный университет и Томский государственный университет. Аккредитация служит гарантией качества.[14]
Отельным направлением деятельности вузов России является активное привлечение студентов из СНГ. Это направление может реализовываться через привлечение талантливых студентов и студентов вообще. Для этого используются возможности образовательных рекрутинговых агентств и выезды вузов в отдельные школы стран СНГ для набора абитуриентов на платное обучение.
При этом нужно принимать во внимание, что заинтересованность в российском образовании на постсоветском пространстве есть. Отчасти эта традиция сформировалась в советское время: большинство родителей нынешних абитуриентов и студентов из стран СНГ получали образование в российских вузах, которые до сих пор котируются высоко. Кроме того, правительства ряда стран Содружества финансируют программы обучения своих граждан за рубежом, в частности, в России. В Казахстане давно работает президентская программа «Болашак», в рамках которой страна финансирует обучение студентов в лучших университетах мира. В этот список включены некоторые российские вузы.
Безусловно, большинство абитуриентов, а затем и студентов из Республики Беларусь, Украины и Казахстана. Это связано со знанием русского языка и возможностью на нем обучаться. В указанных странах русским языком владеет большинство, хотя есть и другая тенденция: постепенное превращение русского языка в иностранный.
Иностранные студенты могут получить бесплатное образование в России в соответствии с межправительственными соглашениями, заключенными Россией с рядом стран СНГ. Это, во-первых. Во-вторых, сдав ЕГЭ – на территории российских консульств и посольств либо в российских университетах в период приемной кампании. В-третьих, по квотам, выделенным правительством РФ. Наконец, через участие в олимпиадах, проводимых для школьников и студентов, проживающих не только в России, но и в странах СНГ и Балтии.
Начиная с 2014 года, создаются условия для подготовки иностранных студентов к сдаче ЕГЭ, хотя абитуриенты предпочитают сдавать внутренние экзамены. Подготовительные мероприятия для поступления в российский вуз должны быть направлены на освоение гуманитарного блока, русского языка и литературы, российской истории.
Прежде всего, надо давать больше информации о возможностях поступления в российские университеты. Возможность поступления увеличивает участие в олимпиадах, а интернет-школы позволяют дистанционно подготовиться к олимпиадным испытаниям.
Опыт привлечения иностранных абитуриентов имеет ГУ-ВШЭ. Вузом проводятся межрегиональные олимпиады для школьников по экономике, обществознанию, математике и праву. Школьники стран СНГ и Балтии могут участвовать в них наравне с российскими.
В большинстве стран (Казахстан, Молдова, Украина, Узбекистан, Литва, Латвия, Киргизия) олимпиады проводяться заочно в виде интернет-тестирования. В ряде городов, где могут возникнуть трудности с интернет-тестированием, олимпиады проводятся в очной форме. Это – Ереван и Гюмри (Армения), Донецк и Одесса (Украина), Могилев (Беларусь). К участию в олимпиаде могут подключаться школьники любой другой страны.
Реализуется и другой подход к проведению олимпиад для школьников и студенческих олимпиад. Используется очный формат проведения с выездом представителей вуза в страну СНГ.
Победители олимпиад получают право быть зачисленными на бюджетные места в университете. Помимо бесплатного обучения студенты имеют возможность проживания в общежитиях университета за символическую плату (около 10 долларов в месяц).
По сравнению с 2010-м годом география стран деятельности вуза с пяти стран расширилась почти вдвое.[15]
Отдельным направлением, позволяющим привлекать иностранных абитуриентов, является подготовка вузов к проведению комплекса маркетинга образовательных услуг.
14 и 15 октября 2014 года в Москве компанией Begin Group проведена конференция «Маркетинг образовательных услуг. Лучшие кейсы». В мероприятии приняли участие более 100 представителей московских, петербургских и региональных университетов, специалистов по маркетингу.
Тематические секции разделялись на несколько ступеней: кейсы по рекрутингу студентов за рубежом и в странах СНГ, маркетинг в образовательной сфере, кейсы на российском рынке образовательных услуг и интернет-маркетинг.
В рамках конференции вузы делились опытом деятельности по привлечению иностранных абитуриентов, включая представителей стран СНГ.
В ходе конференции подчёркивалась необходимость поиска преимуществ отечественного образования с последующим их продвижением в другие страны. Одним из конкурентных преимуществ российского высшего образования является то, что отечественное образование учит думать, а не копировать.
Следующим предложением по повышению эффективности деятельности вузов по привлечению иностранных абитуриентов из стран СНГ является проведение постоянной исследовательской работы по оценке запросов школьников стран СНГ на виды желаемого к получению образования. Результат этой работы позволит сформировать предложение, соответствующее запросам.
Одним из направлений инновационного привлечения абитуриентов из стран СНГ, по мнению участников конференции, стали онлайн-олимпиады. Введение такого инструмента рекрутинга повышает качество и количество приема мотивированных абитуриентов, а также позволяет снизить отсев студентов после первой сессии.
Отдельным направлением привлечения абитуриентов из стран СНГ является использование инструмента рекламы и интернет-маркетинга. Сюда отнесены вопросы создания и эффективности баннерной и контекстной рекламы, e-mail-рассылки, продвижение через социальные сети и блоги. Были подробно проанализированы инструменты работы с контекстной рекламой для привлечения абитуриентов во время приемной кампании вузов. Даны методические рекомендации по применению инструментов Яндекс.Метрики для анализа эффективности рекламных кампаний, проводимых образовательными учреждениями.[16]
Как показал дистанционный анализ, эффективным средством привлечения абитуриентов стран СНГ является заочный этап Студенческой олимпиады «CAD-OLYMP».
CAD-OLYMP - ежегодный конкурс, проводимый среди молодых инженеров-конструкторов – обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, владеющих современными системами автоматизированного проектирования, а также молодых инженеров до 30 лет.
Целью проекта является представление возможности будущим специалистам инженерных профессий показать мастерство владения системами автоматизированного проектирования, а также получить новые знания в области трехмерного моделирования и прототипирования.
Эта олимпиада популярна как в России, так и странах СНГ. В 2013 году участниками финального очного этапа Олимпиады стали 110 представителей 28 образовательных учреждений высшего профессионального образования России и стран СНГ.[17]
Для существенной активизации России на мировом рынке образования необходимы скоординированные действия на федеральном, региональном и вузовском уровне. На наш взгляд, увеличению экспорта образовательных услуг российских вузов будет способствовать:
1. Выработка и проведение на практике единой государственной политики в области подготовки специалистов для зарубежных стран, координация деятельности всех основных субъектов обеспечения экспорта образовательных услуг (Министерства образования и науки РФ, МИД, миграционная служба, Россотрудничество, территориальные органов власти и управления, вузы).
2. Разработка и принятие целевой федеральной программы расширения экспорта образовательных услуг на ближайшие 5-10 лет с государственным финансовым обеспечением, а также региональных программ с участием органов власти и управления территорий и вузов.
3. Приближение содержания и качества российского высшего образования к мировым стандартам, активное внедрение новых информационных технологий, дистанционного образования.
4. Активизация работы по заключению и перезаключению договоров с зарубежными странами по сотрудничеству в области высшего образования,
признанию дипломов российских вузов.
5. Уточнение нормативно-правовой базы международной деятельности российской высшей школы, в частности регламентирующей взаимоотношения между российскими и зарубежными субъектами партнерства с учетом требований мировой практики и обеспечивающей полноправное участие российских вузов на международном рынке научно-
технического труда и образовательных услуг.
6. Наличие общероссийской организации (службы), содействующей экспорту образовательных услуг и академическому обмену преподавателями и студентами, имеющей институциональную и финансовую поддержку государства.
7. Активизация деятельности самих вузов по развитию экспорта образовательных услуг на основе разработанных целевых программ и реинвестирования получаемых от иностранных студентов средств (за рубежом 5-7 %) на маркетинг, информационно-рекламную и организационную деятельность.
8. Расширение спектра и видов предлагаемых
образовательных услуг, особенно по новым приоритетным специальностям, востребованным в России и за рубежом (полное, включенное обучение, стажировки, практики, курсы русского языка и
культуры, краткосрочные специализированные курсы).
9. Существенное увеличение удельного веса
различных форм послевузовского обучения иностранных граждан (аспирантура, стажировки в т.ч. на европейских языках). Одним из приоритетных направлений должна стать подготовка научных кадров для зарубежных стран через аспирантуру, возможно, через создание в перспективе в крупных университетских городах центров (институтов) переподготовки и повышения квалификации и подготовки научных кадров (как ранее были созданы в ведущих вузах государственные подготовительные факультеты). По числу иностранных аспирантов
Россия занимает последнее место. Их доля - 1 %. тогда как в США 14 %, Великобритании-15 %, Франции -10%, Австралии -13 %.
10. Международная аккредитация образовательных программ российских вузов.
11 Создание за рубежом сети межвузовских представительств, центров, прежде всего на базе российских домов науки и культуры, обеспечивающих набор, а в отдельных странах и предварительную подготовку для обучения в российских вузах.
12. Открытие филиалов российских вузов за
рубежом, восстановление связей с зарубежными
вузами, построенными при содействии СССР, организация на их базе совместной подготовки специалистов.
13. Создание государственной системы подготовки и переподготовки менеджеров международной деятельности и маркетологов в сфере высшего
образования и науки.
14. Проведение мощной целевой информационно-рекламной кампании.
15. Маркетинг мирового, региональных и национальных рынков образовательных услуг, научное обеспечение экспорта образовательных услуг.
16. Качественное улучшение быта, отдыха,
культурно-эстетического досуга иностранных учащихся.
17. Укрепление профессиональных, научных,
деловых связей с зарубежными выпускниками, оказание содействия созданию и поддержке деятельности национальных Ассоциаций зарубежных выпускников вузов СССР и России.
Литература:
1. В МГУ проходит Х съезд российских ректоров. URL: http://www.rg.ru/2014/10/30/rektory-site.html (дата обращения: 30.10.2014).
2. В России увеличится число иностранных студентов. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).
3. В России увеличится число иностранных студентов. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).
4. Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов. URL: http://www.unkniga.ru/news/3024-vuzam-rf-nuzhno-aktivno-privlekat-inostrannyh-studentov.html(дата обращения: 30.10.2014).
5. Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов. URL: http://www.unkniga.ru/news/3024-vuzam-rf-nuzhno-aktivno-privlekat-inostrannyh-studentov.html(дата обращения: 30.10.2014).
6. Иностранным студентам разрешат работать в РФ на основании визы. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).
7. Как привлечь иностранных студентов? URL: http://www.tsogu.ru/institutes/folder-2008-04-08-3711929195-3711929195/novosti/kak-privlech-inostrannykh-studentov/(дата обращения: 30.10.2014).
8. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.rg.ru/2013/07/17/studenti-site.html (дата обращения: 30.10.2014).
9. Почему иностранцев ждут в российских вузах? URL: http://news.tpu.ru/actual/2011/12/12/2771-pochemu_inostrantsev_zhdut_v.html (дата обращения: 30.10.2014).
Работа с абитуриентами из зарубежных стран: взгляд изнутри. URL: http://kpfu.ru/news/rabota-s-abiturientami-iz-zarubezhnyh-stran-79075.html (дата обращения: 30.10.2014).
[1]Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.rg.ru/2013/07/17/studenti-site.html (дата обращения: 30.10.2014).
[2]Иностранным студентам разрешат работать в РФ на основании визы. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).
[3]В России увеличится число иностранных студентов. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).
[4]В России увеличится число иностранных студентов. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).
[5]Как привлечь иностранных студентов? URL: http://www.tsogu.ru/institutes/folder-2008-04-08-3711929195-3711929195/novosti/kak-privlech-inostrannykh-studentov/(дата обращения: 30.10.2014).
[6]Работа с абитуриентами из зарубежных стран: взгляд изнутри. URL: http://kpfu.ru/news/rabota-s-abiturientami-iz-zarubezhnyh-stran-79075.html (дата обращения: 30.10.2014).
[7]Работа с абитуриентами из зарубежных стран: взгляд изнутри. URL: http://kpfu.ru/news/rabota-s-abiturientami-iz-zarubezhnyh-stran-79075.html (дата обращения: 30.10.2014).
[8]Работа с абитуриентами из зарубежных стран: взгляд изнутри. URL: http://kpfu.ru/news/rabota-s-abiturientami-iz-zarubezhnyh-stran-79075.html (дата обращения: 30.10.2014).
[9]Почему иностранцев ждут в российских вузах? URL: http://news.tpu.ru/actual/2011/12/12/2771-pochemu_inostrantsev_zhdut_v.html (дата обращения: 30.10.2014).
[10]Почему иностранцев ждут в российских вузах? URL: http://news.tpu.ru/actual/2011/12/12/2771-pochemu_inostrantsev_zhdut_v.html (дата обращения: 30.10.2014).
[11]Почему иностранцев ждут в российских вузах? URL: http://news.tpu.ru/actual/2011/12/12/2771-pochemu_inostrantsev_zhdut_v.html (дата обращения: 30.10.2014).
[12]В МГУ проходит Х съезд российских ректоров. URL: http://www.rg.ru/2014/10/30/rektory-site.html(дата обращения: 30.10.2014).
[13] Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов. URL: http://www.unkniga.ru/news/3024-vuzam-rf-nuzhno-aktivno-privlekat-inostrannyh-studentov.html (дата обращения: 30.10.2014).
[14]Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов. URL: http://www.unkniga.ru/news/3024-vuzam-rf-nuzhno-aktivno-privlekat-inostrannyh-studentov.html(дата обращения: 30.10.2014).
[15]Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов. URL: http://ria.ru/edu_analysis/20101231/315812039.html#14150128801894&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration(дата обращения: 30.10.2014).
[16]Конференция «Маркетинг образовательных услуг. Лучшие кейсы». Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов. URL: http://begingroup.com/ru/top/news/beginnews/1621 (дата обращения: 30.10.2014).
[17]CAD-OLYMP.URL: http://www.petrocollege.ru/CollegeAbout/news/3826/#(дата обращения: 30.10.2014).