•  
  •  
     
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Проблемы привлечения выпускников школ стран СНГ в ВУЗы Российской Федерации

Булков А.А.,
кандидат педагогических наук доцент кафедры «Социология и социальная антропология»
ФГБОУ ВПО «МГУДТ»

Работа вузов Российской Федерации по привлечению абитуриентов из зарубежных стран, в первую очередь выпускников школ стран СНГ, является задачей государственного масштаба. Поэтому она может быть решена образовательным учреждением при поддержке государственной политики в области образования. Вторым направлением является собственно деятельность вуза по привлечению иностранных студентов.

Исследовательская логика направляет сначала на анализ мероприятий государственного масштаба в этом направлении, а затем будет проанализирован опыт конкретных образовательных учреждений.

Целесообразно начать с мероприятий организационного характера.

В Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом РФ от 13 июня 2012 г.).[1] В рамках этого документа введено понятие образовательная (учебная) миграция как миграция с целью получения или продолжения образования.

Так Советом Федерации приняты поправки к закону о правовом положении иностранцев в России. В соответствии с ними студенты российских вузов, приехавшие учиться из других стран, смогут устраиваться на работу на легальной основе на основании обычной учебной визы.[2]

Изменение трудового и визового законодательства может стать еще одной мерой для привлечения иностранных студентов в отечественные вузы. А в российское законодательство приняты поправки, которые разрешают студентам-иностранцам подрабатывать на легальных основаниях, как и их сокурсникам-россиянам. Учебной визы будет достаточно для устройства на работу.

Для того чтобы иностранные абитуриенты поехали за высшим образованием в Россию, государством запланирован целый комплекс мер. Пересматриваются учебные программы, вводятся дистанционные вступительные экзамены. Планируется строительство общежитий, развитие инфраструктуры, расширение международного маркетинга.

Вторым направлением задач привлечения абитуриентов из стран СНГ в Российскую Федерацию является квотирование обучения.

В 2014-2015 году квота на обучение иностранных студентов выросла в два раза и составила 15 тысяч мест (это касается среднего, высшего профобразования и дополнительного). Все расходы по обучению в этом случае берет на себя бюджет нашей страны. По квоте в 2013-2014 учебном году, по предварительным данным, обучаются представители 131 страны, в том числе всех стран СНГ, Балтии, а также Абхазии и Южной Осетии. Из стран дальнего зарубежья, обучающихся по квоте, больше всего представителей Китая, Вьетнама, Монголии, Ирана, Палестины. Отмечается рост числа студентов из Германии, Чехии, Италии.[3]

Третьим направлением привлечения иностранных студентов на государственном уровне является организация образовательных выставок. Так в октябре 2014 года в Индии проходила выставка «Образование в России-2014». В ней принимали участие 11 университетов Российской Федерации. Впервые в выставке участвовали «Высшая школа экономики», Казанский  федеральный университет и Оренбургская государственная медицинская академия. Постоянными участниками выставок подобного рода являются Тверская государственная медицинская академия, Волгоградский государственный медицинский университет и др.

Ещё одним направлением является развитие системы соглашений о взаимном признании дипломов между Россией и другими государствами.[4]

Отдельно проанализируем опыт некоторых вузов Российской Федерации.

Начнём анализ с опыта Тюменского государственного нефтегазового университета.[5]

Нефтегазовый университет постоянно расширяет свои интернациональные связи, поддерживает партнерские отношения и реализует совместные программы с вузами Германии, Франции, Испании, США, Монголии и странами ближнего зарубежья - Украина, Белоруссия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан. Иностранцам вуз готов предложить обучение по 70 специальностям высшего профессионального образования, бакалавриат и магистратуру, общее количество образовательных программ с учетом аспирантуры, докторантуры, повышения квалификации, рабочих профессий превышает 650. Действуют проекты по международному обмену, программа двойного диплома, включенного обучения (когда, не прерывая учебу в родном вузе, студенты могут пройти обучение в течение 1-2 семестров в принимающем университете, а затем продолжить занятия дома по результатам полученных за рубежом оценок), а также грантовые программы ТЕМПУС и ТАСИС. Довузовская подготовка иностранных студентов в ТюмГНГУ включает в себя интенсивный курс русского языка, а также основные дисциплины, знание которых необходимо в техническом вузе - математика, физика, химия, черчение.

Другой подход к привлечению иностранных студентов реализует Казанский федеральный университет (КФУ).  

В Казанском университете всегда большое внимание уделяется работе с иностранными студентами. Результат этой деятельности - из года в год увеличивается число студентов из зарубежных стран в институтах и факультетах КФУ. Недавно сделан еще один шаг в этом направлении - в структуре Департамента внешних связей Казанского федерального университета начал функционировать Отдел привлечения и набора иностранных обучающихся.

В связи с большим объемом работ в деле привлечения иностранных студентов, с рекордно растущим количеством иностранных абитуриентов, желающих обучаться в КФУ, а также с целью достижения ключевых показателей эффективности Программы повышения конкурентоспособности  было выдвинуто предложение создания отдельной структуры в Департаменте внешних связей, которая занималась бы вопросами набора. Так, в апреле 2014 г. и был создан отдел привлечения и набора иностранных обучающихся.

Работа по привлечению иностранных студентов в университет является структурно-алгоритмизированным мероприятием. Дело привлечения и набора иностранных студентов начинается с информационной работы, которая является самой основной и важной задачей отдела. Информационная работа включает в себя информирование и взаимодействие как с потенциальными абитуриентами, так и с органами государственной власти как в Российской Федерации, так и за рубежом. Информация об условиях обучения в КФУ размещается на англоязычной версии сайта вуза, направляется в Министерство образования и науки РФ. Отдельным направлением деятельности является информационное продвижение университета в интернет-пространстве и в традиционном  медиа-пространстве. Следующим направлением можно рассматривать участие в международных и национальных выставках. Отдельно следует отметить активную работу по налаживанию контактов с рекрутинговыми агентствами.

В последние годы в деле привлечения иностранных абитуриентов большую роль играют подразделения Россотрудничества. Оно является единым оператором отбора  иностранных граждан и  соотечественников за рубежом в рамках постановления № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», согласно которому в этом году увеличилась правительственная квота РФ на бюджетные места в российские вузы для иностранных граждан с десяти до пятнадцати тысяч мест.[6]

Казанский федеральный университет тесно взаимодействует с Россотрудничеством в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве. Кроме того, разработан совместный план мероприятий, согласно которому основными направлениями взаимодействия являются:

- развитие международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры;

- содействие формированию институциональных партнёрств между образовательным научным сообществом России и зарубежных стран;

- привлечение интереса иностранных граждан к России, её языку, культуре, истории, системе обучения и получению российского образования;

- содействие в организации отбора иностранных граждан и соотечественников на обучение в КФУ по контракту, организация и проведение, при содействии представительств Россотрудничества, презентаций образовательных услуг университета, в том числе в рамках международных образовательных выставок  и ярмарок в странах пребывания.

Рекрутинговые агентства являются следующим направленеим деятельности по привлечению иностранных абитуриентов. Соглашения с ними подписываются, когда тяжело добраться до будущих абитуриентов. Несмотря на то, что данное направление реализуется в странах Африки и Китае его целесообразно в изменённом виде реализовывать на пространстве СНГ.

Чтобы рекрутеры лучше представляли условия обучения иностранных студентов в КФУ, для них устраиваются ежегодные семинары, в рамках которых представители рекрутинговых компаний могут лично оценить образовательный и инфраструктурный потенциал нашего университета.

Опыт КФУ показывает, что эффективным направлением деятельности является выставочно-ярмарочная деятельность вуза. Участие в выставках является самой эффективной рекламно-агитационной компанией, когда потенциальные абитуриенты лично имеют шанс пообщаться с представителями вуза. Поэтому в 2013/2014 учебном году совместно с приёмной комиссией КФУ была проведена колоссальная работа по организации участия КФУ в 17 образовательных выставках в самых различных странах. В последнее время появилась новая тенденция - в работе выставок участвуют представители тех институтов и факультетов, направления обучения которых наиболее интересны жителям конкретной страны. Они знают все тонкости, с ними абитуриенты общаются с большим  удовольствием. Также к работе на выставках привлекаются выпускники вуза, студенты-волонтёры вузов-партнеров КФУ, которые на своем родном языке общаются с потенциальными абитуриентами и помогают, таким образом, преодолеть трудности перевода.

Только в апреле 2014 года представители КФУ побывали на четырех выставках. Так, сотрудники Института геологии и нефтегазовых технологий ездили в Казахстан. Результатом выставочной деятельности университета является включение его в список вузов, в которые могут направлять абитуриентов Казахстана по национальной программе «Болашак». Эта стипендиальная программа финансируется Президентом Республики Казахстан и в основном направлена на получение магистерских и докторских степеней.

Представители университета участвовали в выставке «Expo Spring Fair 2014», которая прошла в Бишкеке (Киргизия).[7]Это участие позволяет ожидать большой набор на медицинское направление.

Кроме того, университет принял участие в научно-практических конференциях в Германии и во Франции, их проводило Министерство образования и науки РФ. На конференциях были презентованы научные разработки и проекты вуза. В Германии был презентован совместный проект КФУ с ТНГ-Групп, во Франции Институт физики представил свои научные проекты в области ультрафиолетовых излучений, а Химический институт - совместную магистерскую программу по хемоинформатике с Университетом Страсбурга.

В начале мая 2014 года КФУ был представлен на XX выставке российских университетов, которая прошла в Индии. В сентябре 2014 г. представители университета участвовали в выставке в Китае. Планируется участие в образовательных выставках в Азербайджане и Бангладеш.[8]

КФУ является участником выставки «World of Education». Стенд университета посетило более 100 студентов, 45 из которых оставили анкеты на контрактную форму обучения. Студентам объяснили процедуру электронной подачи заявок в системе «Буду студентом КФУ» со ссылкой на то,  как они смогут пройти онлайн-тест по русскому языку, который зачтется им при успешной сдаче как вступительный экзамен. В ходе выставки формировался полный список желающих сдавать экзамен в КФУ для выезда приемной комиссией.

Следующим направлением деятельности университета является проведение презентаций на базе Россотрудничества с участием представителей Россотрудничества и объявлением о выделении квотных мест. В 2014 г. Российская Федерация выделила 465 квотных мест для школьников Киргизии. Это самый большой показатель среди стран СНГ (для сравнения: Узбекистан – 243 места, Казахстан и Азербайджан примерно по 80 мест и Таджикистан – 385 мест).

КФУ использует возможности Россотрудничества для проведения экзаменов на квотные места и сообщения результатов школьникам. Здесь же проводятся встречи со школьниками и их родителями, используя возможности Русского культурного центра. В ходе этих встреч делаются презентации о вузе и рассказываются о возможностях поступления и обучения школьников.

Для привлечения абитуриентов и студентов стран широко используются презентации образовательного потенциала КФУ в Кыргызском государственном техническом университете, Кыргызско-Российском Славянском университете, Международном университете Кыргызстана. В каждом из этих вузов были презентации КФУ и встречи со студентами с целью привлечения их внимания для обучения по программам магистратуры.

Отдельным направлением деятельности вуза является работа с национальными министерствами образования. Проходят встречи с министром образования и науки Кыргызской Республики Канатом Садыковым.

Следующим направлением является работа с диаспорами. В ходе образовательной выставки была организована встреча со школьниками татарской диаспоры. Со слов руководителя Республиканского общественного объединения «Татарско-башкирский культурный центр «Туган тел» Ассамблеи народов Кыргызстан в университет желают поступать около 50-60 татар. Многие претендуют на бюджетные места. Был обсужден механизм проведения экзаменов. Экзамены было предложено проводить на базе средней школы с привлечением кыргызских школьников, желающих обучаться на контрактной основе.

Отдельным направлением деятельности вуза являются визиты по средним общеобразовательным школам Киргизии.

Ещё одним направлением является привлечение студентов стран СНГ для обучения в магистратуру. Для этого используются визиты в Бишкекскую финансово-экономическую академию. Студенты академии посещали стенд КФУ на выставке и заинтересовались возможностью поступления в магистратуру по направлению менеджмента. Однако для них возникла проблема выезда и сдачи устного собеседования в КФУ. Они также попросили рассмотреть возможность организации дистанционного экзамена, как это практикуется для поступления в бакалавриат по системе «Стань студентом КФУ».

Далее проанализируем опыт привлечения иностранных абитуриентов, сложившийся в Национальном исследовательском Томском политехническом университете.[9]  

С 2009 года российское правительство ежегодно выделяет 10 тысяч стипендий для обучения иностранных граждан в российских вузах в рамках сотрудничества с зарубежными странами в области образования. Минобразования и науки совместно с посольствами стран в РФ традиционно распределяет эти стипендии по вузам с учетом их запросов. В 2010 году ведущие вузы нашей страны впервые обрели право самостоятельного отбора иностранных граждан в рамках выделенных квот.[10]

Одним из таких вузов стал Национальный исследовательский Томский политехнический университет, получивший возможность по своему усмотрению отобрать 25 иностранцев для обучения на бюджетной основе.

Сложившаяся ситуация позволит более активно работать с иностранными партнерами по набору. Располагая квотами на бюджетные места, облегчается задача привлечения талантливых детей, не имеющих материальной возможности платить за образование и поехать в другую страну.

В университете иностранные студенты не платят за обучение и получают стипендию наравне с российскими гражданами – независимо от результатов сессии. При этом иностранные студенты в ТПУ имеют дополнительные возможности. Иностранные студенты-отличники точно так же, как и российские, могут получать стипендии Ученого совета университета и губернатора региона.

В наборе иностранных студентов успех не может быть измерен масштабом одного года. На каждый прием работа идет несколько лет. Не только нельзя ослаблять усилия, но и каждый год необходимо искать новые способы, формы для привлечения иностранных студентов из большего количества стран. Одним из таких направлений, требующих постоянного внимания, является реализация в ТПУ краткосрочных программ.

Интересны студентам-иностранцам в профессиональном плане конференции культурной, коммуникативной, гуманитарной направленности, в которых иностранцы принимают участие.

В ТПУ предпринимают и другие меры материальной поддержки иностранных студентов. Наряду со стипендиями Ученого совета университета и губернатора, имеется специальная стипендия университета для первого студента страны, из которой раньше студенты не обучались. Регулярно выделяется материальная помощь на покупку сезонной одежды. В результате многолетней работы состоялось хорошее сотрудничество со страховыми компаниями, студенты-иностранцы на минимальный страховой взнос имеют хорошую страховую премию и получают хорошее медицинское обслуживание. Им предоставляются путевки в лагерь «Буревестник», в профилакторий.

Студенты-иностранцы имеют подготовленных кураторов на несколько человек. В Международном культурном центре они также занимаются творчеством. Им предоставлены материально-технические возможности, и они организуют клубы по интересам, живут в комфортных общежитиях секционного типа. В столовой общежития для студентов-иностранцев учитывается национальная специфика, готовятся блюда, соответствующие культуре питания той или иной страны. В общежитиях работают клубы, где постоянно устраивают встречи и культурно-просветительские мероприятия.

ТГУ, начиная с 2006 года, проводит ежегодный Всероссийский смотр научных и творческих работ иностранных студентов. Ежегодно в ТПУ на этот смотр собираются студенты из 20-30 городов, представляя около 50 вузов и не меньше стран. Это весьма важное событие, которое прославило Томск как столицу иностранных студентов в Сибири. В Томск приезжают лучшие студенты со всего мира.

Отдельным направлением является создание базы учебной и методической литературы на иностранных языках, наличие специально разработанных учебных ресурсов для иностранных студентов и внедрения их в образовательный процесс. В вузе имеется предвузовской подготовки иностранцев и наличие специализированной кафедры русского языка как иностранного.

Вузовская инфраструктура включает отдел по работе с иностранными гражданами. В ТПУ есть Институт международного образования и языковой коммуникации – это наша сильная сторона.

Кроме того, университет имеет договора с зарубежными партнерами, реализуют программы двойных дипломов, академических обменов, участвует в международных программах (таких как Темпус и др.) и международных объединениях.

Следующим вузом, деятельность которого будет проанализирована стал Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина.

Данный российский вуз умеет систематически и целенаправленно продвигать собственный бренд на внешнем и внутреннем рынках, активно рассказывает о сильных сторонах вуза, подчеркивая индивидуальность, которая может быть связана с взаимодействием с различными организациями и компаниями в регионах.

Работой по привлечению иностранных абитуриентов в вузах проводит Управление международных связей. Вуз интенсивно работает над привлечением иностранных студентов и развитием международных связей и сотрудничества в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности. Партнерские связи налажены с общественными организациями, научно-исследовательскими центрами и вузами (около 100) из более 40 стран мира.

Действуют различные программы обмена и стажировок студентов, аспирантов, преподавателей, и с некоторыми странами такие программы реализуются уже на протяжении 15-20 лет. Если в 2011 г. за рубежом работало 82 преподавателя ТГУ, то в 2013 г. – 142. Число иностранных преподавателей в вузе выросло с 25 в 2010 г. до 41 в 2013г. Постепенно готовятся программы двойного дипломирования.

Для иностранного студента в стенах ТГУ есть привлекательные аспекты, среди них:

- разумное сочетание качества и стоимости образовательных услуг;

- небольшая стоимость потребительской корзины по сравнению с другими регионами России ($100 в месяц);

- хорошее географическое положение и уют русского провинциального города;

- индивидуальное сопровождение куратором каждого иностранного студента.

Университет активно рекламирует образовательные услуги, начиная с 2012г. его представители работают на образовательных выставках и ярмарках, организуемых Россотрудничеством и российскими центрами науки и культуры. С 2011г. вдвое - от 278 до 531 человек - увеличилось количество зарубежных научных мероприятий, в которых ежегодно участвуют представители университета.

Участие специалистов вуза в качестве переводчиков во время визитов дипломатов в Тамбов позволяет вести точечную дальнейшую работу по сотрудничеству с посольствами разных стран и налаживанию связей с зарубежными вузами, в том числе и для реализации совместных программ в области бакалавриата и магистратуры.[11]

Следующим направлением, позволяющим привлечь абитуриентов, является привлечение грантов. Стажировки, обучение и участие студентов в конференциях на ? оплачиваются грантодателями.

Отдельно следует подвергнуть анализу мероприятия образовательного характера, проводимые Россотрудничеством.

В продвижении за рубежом играют большую роль российские центры науки и культуры (79 в настоящий момент), организация Россотрудничеством олимпиады «Время учиться в России» и представление вузов на международных образовательных ярмарках и других мероприятиях. На реализацию этих целей направлены 1-й международный  форум ученых-соотечественников (в 2015г.) и около 60 мероприятий Российской научной недели (Russian science week, сентябрь 2014г.), на которую приедут порядка 1000 молодых ученых.

Следующим направлением, позволяющим привлекать иностранных абитуриентов, является участие в ежегодной XII Всероссийской конференции «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей». Основной темой конференции стала совместная реализация Россотрудничеством и вузами России в странах СНГ и Балканского региона Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом.

Вторым направлением такого уровня является участие образовательных организаций в олимпиаде «Время учиться в России!», реализуемой при участии 50 вузов под эгидой ФА «Россотрудничество» и Минобрнауки России. Олимпиадный цикл традиционно включает в себя два этапа: информационный (осень), направленный на продвижение образовательных программ российских вузов в целевом регионе, и отборочный (весна), целью которого является определение наиболее талантливых абитуриентов.

В 2013-2014 гг. олимпиада проведена в 11 странах с общим охватом иностранных граждан более 2 000 человек, победители по каждой стране были зачислены в ведущие вузы России. Олимпиада «Время учиться в России» может в перспективе рассматриваться в качестве одного из механизмов привлечения иностранных граждан на обучение по программам бакалавриат.

Проблема привлечения иностранных абитуриентов из стран СНГ активно обсуждалась на Х съезде российских ректоров, который проходил в МГУ.

Ректоры эту проблему проанализировали комплексно. Для того чтобы иностранные специалисты приехали работать в вуз, нужна оборудованная лаборатория, стоимость которой доходит до 1 млрд. рублей и конкурентоспособная зарплата - 200-300 тысяч. Студентов привлекают двойные дипломы и обучение на английском языке. Все это трудные задачи.

По мнению ректоров, очень важно присутствие за рубежом наших вузов. Студентам интересны двойные дипломы. Один из перспективных путей развития вузов - сетевое образование, когда несколько ведущих университетов объединяются и предлагают студентам общие программы обучения.

Для повышения репутации отечественных вузов целесообразно продвигать собственные научные журналы, поддерживать техническое образование.[12]

Российским вузам могла бы помочь международная аккредитация образовательных программ общепризнанными аккредитационными агентствами. Если говорить, например, об инженерных специальностях, то существует ABET (Accreditation Board for Engineering and Technology) - аккредитационный совет по инженерным и техническим специальностям.[13]

В России пока только две программы имеют аккредитацию ABET, потому что это агентство аккредитует не весь вуз целиком, а только определенные специальности. Это Южный федеральный университет и Томский государственный университет. Аккредитация служит гарантией качества.[14]

Отельным направлением деятельности вузов России является активное привлечение студентов из СНГ. Это направление может реализовываться через привлечение талантливых студентов и студентов вообще. Для этого используются возможности образовательных рекрутинговых агентств и выезды вузов в отдельные школы стран СНГ для набора абитуриентов на платное обучение.

При этом нужно принимать во внимание, что заинтересованность в российском образовании на постсоветском пространстве есть. Отчасти эта традиция сформировалась в советское время: большинство родителей нынешних абитуриентов и студентов из стран СНГ получали образование в российских вузах, которые до сих пор котируются высоко. Кроме того, правительства ряда стран Содружества финансируют программы обучения своих граждан за рубежом, в частности, в России. В Казахстане давно работает президентская программа «Болашак», в рамках которой страна финансирует обучение студентов в лучших университетах мира. В этот список включены некоторые российские вузы.

Безусловно, большинство абитуриентов, а затем и студентов из Республики Беларусь, Украины и Казахстана. Это связано со знанием русского языка и возможностью на нем обучаться. В указанных странах русским языком владеет большинство, хотя есть и другая тенденция: постепенное превращение русского языка в иностранный.

Иностранные студенты могут получить бесплатное образование в России в соответствии с межправительственными соглашениями, заключенными Россией с рядом стран СНГ. Это, во-первых. Во-вторых, сдав ЕГЭ – на территории российских консульств и посольств либо в российских университетах в период приемной кампании. В-третьих, по квотам, выделенным правительством РФ. Наконец, через участие в олимпиадах, проводимых для школьников и студентов, проживающих не только в России, но и в странах СНГ и Балтии.

Начиная с 2014 года, создаются условия для подготовки иностранных студентов к сдаче ЕГЭ, хотя абитуриенты предпочитают сдавать внутренние экзамены. Подготовительные мероприятия для поступления в российский вуз должны быть направлены на освоение гуманитарного блока, русского языка и литературы, российской истории.

Прежде всего, надо давать больше информации о возможностях поступления в российские университеты. Возможность поступления увеличивает участие в олимпиадах, а интернет-школы позволяют дистанционно подготовиться к олимпиадным испытаниям.

Опыт привлечения иностранных абитуриентов имеет ГУ-ВШЭ. Вузом проводятся межрегиональные олимпиады для школьников по экономике, обществознанию, математике и праву. Школьники стран СНГ и Балтии могут участвовать в них наравне с российскими.

В большинстве стран (Казахстан, Молдова, Украина, Узбекистан, Литва, Латвия, Киргизия) олимпиады проводяться заочно в виде интернет-тестирования. В ряде городов, где могут возникнуть трудности с интернет-тестированием, олимпиады проводятся в очной форме. Это – Ереван и Гюмри (Армения), Донецк и Одесса (Украина), Могилев (Беларусь). К участию в олимпиаде могут подключаться школьники любой другой страны.

Реализуется и другой подход к проведению олимпиад для школьников и студенческих олимпиад. Используется очный формат проведения с выездом представителей вуза в страну СНГ.

Победители олимпиад получают право быть зачисленными на бюджетные места в университете. Помимо бесплатного обучения студенты имеют возможность проживания в общежитиях университета за символическую плату (около 10 долларов в месяц).

По сравнению с 2010-м годом география стран деятельности вуза с пяти стран расширилась почти вдвое.[15]

Отдельным направлением, позволяющим привлекать иностранных абитуриентов, является подготовка вузов к проведению комплекса маркетинга образовательных услуг.

14 и 15 октября 2014 года в Москве компанией Begin Group проведена конференция «Маркетинг образовательных услуг. Лучшие кейсы». В мероприятии приняли участие более 100 представителей московских, петербургских и региональных университетов, специалистов по маркетингу.

Тематические секции разделялись на несколько ступеней: кейсы по рекрутингу студентов за рубежом и в странах СНГ, маркетинг в образовательной сфере, кейсы на российском рынке образовательных услуг и интернет-маркетинг.

В рамках конференции вузы делились опытом деятельности по привлечению иностранных абитуриентов, включая представителей стран СНГ.

В ходе конференции подчёркивалась необходимость поиска преимуществ отечественного образования с последующим их продвижением в другие страны. Одним из конкурентных преимуществ российского высшего образования является то, что отечественное образование учит думать, а не копировать.

Следующим предложением по повышению эффективности деятельности вузов по привлечению иностранных абитуриентов из стран СНГ является проведение постоянной исследовательской работы по оценке запросов школьников стран СНГ на виды желаемого к получению образования. Результат этой работы позволит сформировать предложение, соответствующее запросам.   

Одним из направлений инновационного привлечения абитуриентов из стран СНГ, по мнению участников конференции, стали онлайн-олимпиады. Введение такого инструмента рекрутинга повышает качество и количество приема мотивированных абитуриентов, а также позволяет снизить отсев студентов после первой сессии.

Отдельным направлением привлечения абитуриентов из стран СНГ является использование инструмента рекламы и интернет-маркетинга. Сюда отнесены вопросы создания и эффективности баннерной и контекстной рекламы, e-mail-рассылки, продвижение через социальные сети и блоги. Были подробно проанализированы инструменты работы с контекстной рекламой для привлечения абитуриентов во время приемной кампании вузов. Даны методические рекомендации по применению инструментов Яндекс.Метрики для анализа эффективности рекламных кампаний, проводимых образовательными учреждениями.[16]

Как показал дистанционный анализ, эффективным средством привлечения абитуриентов стран СНГ является заочный этап Студенческой олимпиады «CAD-OLYMP».

CAD-OLYMP - ежегодный конкурс, проводимый среди молодых инженеров-конструкторов – обучающихся в учреждениях  среднего и высшего профессионального образования, владеющих современными системами автоматизированного проектирования, а также молодых инженеров до 30 лет.

 Целью проекта является представление возможности будущим специалистам инженерных профессий показать мастерство владения системами автоматизированного проектирования, а также получить новые знания в области трехмерного моделирования и прототипирования.

 Эта олимпиада популярна как в России, так и странах СНГ. В 2013 году участниками финального очного этапа Олимпиады стали 110 представителей 28 образовательных учреждений высшего профессионального образования России и стран СНГ.[17]

Для существенной активизации России на мировом рынке образования необходимы скоординированные действия на федеральном, региональном и вузовском уровне. На наш взгляд, увеличению экспорта образовательных услуг российских вузов будет способствовать:

1. Выработка и проведение на практике единой государственной политики в области подготовки специалистов для зарубежных стран, координация деятельности всех основных субъектов обеспечения экспорта образовательных услуг (Министерства образования и науки РФ, МИД,  миграционная служба, Россотрудничество, территориальные органов власти и управления, вузы).

2. Разработка и принятие целевой федеральной программы расширения экспорта образовательных услуг на ближайшие 5-10 лет с государственным финансовым обеспечением, а также региональных программ с участием органов власти и управления территорий и вузов.

3. Приближение содержания и качества российского высшего образования к мировым стандартам, активное внедрение новых информационных технологий, дистанционного образования.

4. Активизация работы по заключению и перезаключению договоров с зарубежными странами по сотрудничеству в области высшего образования,
признанию дипломов российских вузов.

5. Уточнение нормативно-правовой базы международной деятельности российской высшей школы, в частности регламентирующей взаимоотношения между российскими и зарубежными субъектами партнерства с учетом требований мировой практики и обеспечивающей полноправное участие российских вузов на международном рынке научно-
технического труда и образовательных услуг.

6. Наличие общероссийской организации (службы), содействующей экспорту образовательных услуг и академическому обмену преподавателями и студентами, имеющей институциональную и финансовую поддержку государства.

7. Активизация деятельности самих вузов по развитию экспорта образовательных услуг на основе разработанных целевых программ и реинвестирования получаемых от иностранных студентов средств (за рубежом 5-7 %) на маркетинг, информационно-рекламную и организационную деятельность.

8. Расширение спектра и видов предлагаемых
образовательных услуг, особенно по новым приоритетным специальностям, востребованным в России и за рубежом (полное, включенное обучение, стажировки, практики, курсы русского языка и
культуры, краткосрочные специализированные курсы).

9. Существенное увеличение удельного веса
различных форм послевузовского обучения иностранных граждан (аспирантура, стажировки в т.ч. на европейских языках). Одним из приоритетных направлений должна стать подготовка научных кадров для зарубежных стран через аспирантуру, возможно, через создание в перспективе в крупных университетских городах центров (институтов) переподготовки и повышения квалификации и подготовки научных кадров (как ранее были созданы в ведущих вузах государственные подготовительные факультеты). По числу иностранных аспирантов
Россия занимает последнее место. Их доля - 1 %. тогда как в США 14 %, Великобритании-15 %, Франции -10%, Австралии -13 %.

10. Международная аккредитация образовательных программ российских вузов.

11 Создание за рубежом сети межвузовских представительств, центров, прежде всего на базе российских домов науки и культуры, обеспечивающих набор, а в отдельных странах и предварительную подготовку для обучения в российских вузах.

12. Открытие филиалов российских вузов за
рубежом, восстановление связей с зарубежными
вузами, построенными при содействии СССР, организация на их базе совместной подготовки специалистов.

13. Создание государственной системы подготовки и переподготовки менеджеров международной деятельности и маркетологов в сфере высшего
образования и науки.

14. Проведение мощной целевой информационно-рекламной кампании.

15. Маркетинг мирового, региональных и национальных рынков образовательных услуг, научное обеспечение экспорта образовательных услуг.

16. Качественное улучшение быта, отдыха,
культурно-эстетического досуга иностранных учащихся.

17. Укрепление профессиональных, научных,
деловых связей с зарубежными выпускниками, оказание содействия созданию и поддержке деятельности национальных Ассоциаций зарубежных выпускников вузов СССР и России.

Литература:

1.                В МГУ проходит Х съезд российских ректоров. URL: http://www.rg.ru/2014/10/30/rektory-site.html (дата обращения: 30.10.2014).

2.                В России увеличится число иностранных студентов. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).

3.                В России увеличится число иностранных студентов. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).

4.                Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов.  URL: http://www.unkniga.ru/news/3024-vuzam-rf-nuzhno-aktivno-privlekat-inostrannyh-studentov.html(дата обращения: 30.10.2014).

5.                Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов. URL: http://www.unkniga.ru/news/3024-vuzam-rf-nuzhno-aktivno-privlekat-inostrannyh-studentov.html(дата обращения: 30.10.2014).

6.                Иностранным студентам разрешат работать в РФ на основании визы. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).

7.                Как привлечь иностранных студентов? URL: http://www.tsogu.ru/institutes/folder-2008-04-08-3711929195-3711929195/novosti/kak-privlech-inostrannykh-studentov/(дата обращения: 30.10.2014).

8.                Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.rg.ru/2013/07/17/studenti-site.html (дата обращения: 30.10.2014).

9.                Почему иностранцев ждут в российских вузах? URL: http://news.tpu.ru/actual/2011/12/12/2771-pochemu_inostrantsev_zhdut_v.html (дата обращения: 30.10.2014).

Работа с абитуриентами из зарубежных стран: взгляд изнутри. URL: http://kpfu.ru/news/rabota-s-abiturientami-iz-zarubezhnyh-stran-79075.html (дата обращения: 30.10.2014).



[1]Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.rg.ru/2013/07/17/studenti-site.html (дата обращения: 30.10.2014).

[2]Иностранным студентам разрешат работать в РФ на основании визы. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).

[3]В России увеличится число иностранных студентов. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).

[4]В России увеличится число иностранных студентов. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#review (дата обращения: 30.10.2014).

[5]Как привлечь иностранных студентов? URL: http://www.tsogu.ru/institutes/folder-2008-04-08-3711929195-3711929195/novosti/kak-privlech-inostrannykh-studentov/(дата обращения: 30.10.2014).

[6]Работа с абитуриентами из зарубежных стран: взгляд изнутри. URL: http://kpfu.ru/news/rabota-s-abiturientami-iz-zarubezhnyh-stran-79075.html (дата обращения: 30.10.2014).

[7]Работа с абитуриентами из зарубежных стран: взгляд изнутри. URL: http://kpfu.ru/news/rabota-s-abiturientami-iz-zarubezhnyh-stran-79075.html (дата обращения: 30.10.2014).

[8]Работа с абитуриентами из зарубежных стран: взгляд изнутри. URL: http://kpfu.ru/news/rabota-s-abiturientami-iz-zarubezhnyh-stran-79075.html (дата обращения: 30.10.2014).

[9]Почему иностранцев ждут в российских вузах? URL: http://news.tpu.ru/actual/2011/12/12/2771-pochemu_inostrantsev_zhdut_v.html (дата обращения: 30.10.2014).

[10]Почему иностранцев ждут в российских вузах? URL: http://news.tpu.ru/actual/2011/12/12/2771-pochemu_inostrantsev_zhdut_v.html (дата обращения: 30.10.2014).

[11]Почему иностранцев ждут в российских вузах? URL: http://news.tpu.ru/actual/2011/12/12/2771-pochemu_inostrantsev_zhdut_v.html (дата обращения: 30.10.2014).

[12]В МГУ проходит Х съезд российских ректоров. URL: http://www.rg.ru/2014/10/30/rektory-site.html(дата обращения: 30.10.2014).

[13] Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов.  URL: http://www.unkniga.ru/news/3024-vuzam-rf-nuzhno-aktivno-privlekat-inostrannyh-studentov.html (дата обращения: 30.10.2014).

[14]Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов. URL: http://www.unkniga.ru/news/3024-vuzam-rf-nuzhno-aktivno-privlekat-inostrannyh-studentov.html(дата обращения: 30.10.2014).

[15]Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов. URL: http://ria.ru/edu_analysis/20101231/315812039.html#14150128801894&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration(дата обращения: 30.10.2014).

[16]Конференция «Маркетинг образовательных услуг. Лучшие кейсы». Вузам РФ нужно активнее привлекать иностранных студентов. URL: http://begingroup.com/ru/top/news/beginnews/1621 (дата обращения: 30.10.2014).

[17]CAD-OLYMP.URL: http://www.petrocollege.ru/CollegeAbout/news/3826/#(дата обращения: 30.10.2014).

Международный центр тестирования ФПКП РЯ

bantest

Международный центр тестирования  ФПКП РЯ  Российского университета  дружбы народов  более 10 лет ведет  работу по тестированию иностранных граждан на знание русского языка для получения гражданства РФ, разрешения на работу, разрешенипя на временное проживание и вид на жительство.  В  центре  тестирования  работают высококлассные специалисты. Их отличают глубокие знания, любовь к своему делу, доброжелательность и уважение к тестируемым.

Более подробную информацию о прохождении тестирования на знание русского языка вы можете получить на нашем сайте testrf.ru 

Вы  хотите получить российское гражданство?   Международный центр тестирования  РУДН ждет Вас!

Вы хотите получить разрешение  на  работу? Тогда Международный центр тестирования РУДН  для Вас!

 

сссссссс

 

Мы находимся

Контакты

117198 г. Москва

ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наши проекты в сети

testrf.ru 

schoolrus.ru

dis-sovet.ru

langrus24.ru

Статистика

1.png8.png6.png8.png7.png2.png

23.04.2017 15:41