
Учтите, что при оценке решения лингвистических задач больше баллов даётся именно за обоснование, комментарий, аргументацию. Это значит, что без правильной и хорошей аргументации не получится победить в этом туре.
Материалы и темы для подготовки к участию во 2 туре те же, знакомые вам по 1 туру.
И ещё один совет: внимательно прочитайте Инструкцию по технике выполнения заданий 2 тура и следуйте ей.
Также внимательно читайте условия задач.
Мы искренне желаем вам успеха и надеемся, что победит сильнейший!
Инструкция по технике выполнения лингвистических задач в электронном формате
Ко 2 туру олимпиады допускаются школьники, принявшие участие в 1 туре олимпиады и набравшие не менее 76 % правильных ответов.
Лингвистические задачи состоят из заданий по лексике, грамматике, морфологии, словообразованию, фразеологии, синтаксическим нормам, стилистике и истории языка, орфоэпии.
Для прохождения теста у вас есть 1 попытка, результаты теста, пройденного повторно, учитываться не будут.
Внимательно читайте задания!
На втором этапе у вас есть возможность выбора последовательности решения задач – если какая-то из задач кажется вам сложной, вы можете перейти к следующей, а эту доделать потом.
В верхней части теста вы увидите нумерацию вопросов:
При нажатии на треугольник открывается выпадающее меню с указанием всех вопросов:
Вы можете выбрать нужный вам вопрос из этого списка или пролистать все вопросы кнопками, которые находятся внизу теста:
Время выполнения теста не ограничивается.
Лингвистические задачи 2 тура, в отличие от тестовых заданий 1 тура, предполагают развернутый ответ (свободная форма), который проверяется экспертами.
Представлены в три варианта задач:
1 вариант – тестовая часть вопроса, в котором предлагается выбрать ответ из предоставленных вариантов, и развернутая часть ответа, которая предполагает аргументированое объяснение сделанного выбора;
2 вариант – только самостоятельный ответ в свободной форме;
3 вариант – только тестовая часть заданий (задание с выпадающим списком)
Примеры заданий.
ЗАДАНИЕ: Укажите ошибочные суждения, поясните ваш ответ:
В задании даются несколько вариантов ответов, из которых участник должен выбрать ошибочное суждение (одно или несколько);
на следующем слайде он должен пояснить, почему считает указанные им суждения ошибочными.
Например:
а) в слове «ошибочный» второй гласный звук [ы]
б) в слове «июльский» звуков больше чем букв.
в) в слове «возможность» мягкость согласного [т'] на письме обозначена буквой «ь».
ОТВЕТ:
Ошибочное суждение в данном примере– вариант «б»
На следующем слайде необходимо написать, почему вы так считаете:
в слове «июльский» одинаковое количество звуков и букв («ю» - 2 звука, «ь» - 0 звуков, остальные буквы обозначают по 1 звуку).
ЗАДАНИЕ: Даны предложения, которые могут содержать ошибки. Определите, какие предложения следует считать неправильно построенными; объясните свой выбор.
1) Вопреки прогноза метеорологов установилась ясная погода.
2) Те, кто настойчиво стремились к цели, были достойны уважения.
3) Мир животных, изучаемый зоологией и некоторыми другими науками о природе, отличается огромным разнообразием.
ОТВЕТ:
В данном ответе следует указать предложения 1) и 2). Третье предложение составлено верно.
Описание своего выбора:
Предложение 1 – неверное употребление существительного в форме родительного падежа после предлога вопреки.
Вопреки прогнозу метеорологов установилась ясная погода
Предложение 2 – неверное использование формы множественного числа сказуемого в придаточном предложении: при местоимении «кто» необходима форма единственного числа мужского рода глагола-сказуемого.
Те, кто настойчиво стремился к цели, были достойны уважения.
ЗАДАНИЕ: Определите, какие средства выразительности речи использованы в следующем отрывке (перечислите с примерами).
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и мое родное село Орлово… Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге… Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.
(В. Песков)
В этом варианте заданий не представлены варианты ответов, вы должны написать ответ самостоятельно. Как это может выглядеть:
ОТВЕТ:
Эпитет (огромному).
Сравнение (родина подобна дереву).
Параллелизм / синтаксический параллелизм (2, 3, 4, 5, 6 предложения построены по одной модели).
Анафора (2, 3, 4, 5, 6 предложения начинаются одинаково).
Метафора (мир чувств).
Метонимия (зажигающий огни на Волге).
Гипербола (не сосчитать листьев).
В этом задании необходимо выбрать правильный ответ из предоставленного списка. Список открывается при нажатии на окошко со словом «Выбрать»
Варианты предлагаемых ответов состоят из 6 позиций, которые раскрывающемся окне просматриваются не все, но этот список можно прокрутить вниз или вверх колесиком мышки или бегунком, который появляется при наведении курсора мышки на список:
Перед тем как отправить тест на экспертизу, проверьте, на все ли вопросы вы ответили.
Затем нажмите кнопку «Отправить».
После этого вы увидите слайд с указанием количества балов за тестовую часть заданий. Задания, которые выполнялись как самостоятельные ответы в свободной форме, будут оцениваться экспертами, и результаты по этим заданиям будут отражены в рейтинговой таблице на сайте олимпиады.
Для того чтобы ознакомится с результатами пройденных тестовых заданий, вам необходимо нажать на кнопку «Подробные результаты»
Количество баллов, начисляемое по каждому вопросу, прописано в самих заданиях.
Максимальное количество баллов за тестовую часть вопросов составляет:
для 7-9 классов – 33 балла
для 10-12 классов – 18 баллов
Максимальное количество баллов за вопросы, которые проверяют эксперты, составляет:
для 7-9 классов – 67 баллов
для 10-12 классов – 82 балла
Литература, рекомендуемая для повторения грамматического, стилистического, синтаксического материала:
1. Мультимедийная программа «Русская орфография»
ссылка: http://rusist24.ru/images/128/uroki/orf/story.swf
2. Мультимедийная программа «Художественный текст»
ссылка: http://rusist24.ru/images/story/hutext/story.swf
3. Мультимедийная программа «Народные праздники России. Святки»
ссылка: http://rusist24.ru/images/story/svytki/story.swf
4. Мультимедийная программа «Народные праздники России. Новый год»
ссылка: http://rusist24.ru/images/story/new_year/story.swf
5. Учебные пособия для скачивания:
· Русский яз. Практика. 7кл. - Пименова С.Н. и др
· Русский язык. 7кл. 52 диагностических варианта. Девятова, Геймбух
· Русский язык. 9кл. Контрольные работы в новом формате. Васильевых И.П
· Русский язык. 9кл. - Разумовская М.М. и др
· Школьный словообразовательный словарь русского язык. Тихонов А.Н
· Учебник Русский язык 10, 11 класс А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова (2009 год) Базовый уровень
· Русский язык 10-11 класс Власенков (базовый)
· Учебник Русский язык 10, 11 класс Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина (2011 год)
· учебник Русский язык 10-11 класс Греков В.Ф.
ссылка на раздел: http://rusist24.ru/index.php/did/715-uchebnye-posobiya-dlya-skachivaniya.html
Для учителей
Генеральной целью (миссией) нашего мероприятия является пробуждение интереса молодежи к русской истории и культуре, знакомство с традициями межкультурного взаимодействия народов, приобщение к русскому национальному культурному наследию.
При этом понятие «межкультурное взаимодействие» понимается и как «особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей мере, двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений» (Г.А. Аванесова), и как способ существования социальной реальности, выраженной совокупностью разнородных, разноуровневых связей, отношений, процессов функционирования больших, открытых социальных систем (культур), оказывающих влияние друг на друга.
Приобщение к национальному культурному наследию, понимаемому как целостная система, формирующаяся под воздействием этнических, экономических, исторических и географических факторов, предполагает среди подростков, проживающих в зарубежных странах, но говорящих по-русски:
· популяризацию русского языка,
· знакомство с русским устным народным творчеством,
· знакомство с традициями и историей русского народа,
· знакомство с этикой и эстетикой быта русского народа.
Для достижения поставленной цели необходимо:
· предложить участникам олимпиады задания, отличающиеся от традиционных задач и способные максимально заинтересовать школьников;
· мотивировать поисковую деятельность участников олимпиады, показать им необходимость повторения изученного ранее учебного материала по русскому языку в самых разных аспектах (фонетика, морфология, грамматика, синтаксис, фразеология, стилистика и история языка);
· обратить внимание школьников на связь языка и культуры народа, его истории, традиций, менталитета;
· заинтересовать участников олимпиады русской культурой в целом.
перед выполнением заданий 2 тура олимпиады ученики могут воспользоваться литературой и мультимедийными комплексами, размещенными на сайте rusist24.ruв разделе ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ