Медиадидактика в обучении РКН
Электронный сетевой учебник как инновационное лингвометодическое средство обучения
Под влиянием научно-технического прогрессаформируется мировое инфокоммуникационное пространство,свободного перемещения капиталов, товаров, и образовательных,культурологических, лингвистическихлингвометодических ресурсов.
Иными словами, формируется сетевой мир,вкоторомразворачивается конкурентная борьба за зоныэкономического, финансового, политического, социокультурного, культурно-образовательного, лингвистическоговлияния.
Особенностью данного феномена является отсутствие физических границ, непрерывноеусовершенствование инструментальных средствв виде прикладных приложений для управления профессионально-ориентированными процессами в виртуальном пространстве и высокая технологическая подготовка субъектов действия данной сферы.
В условиях формирования сетевого мира особенное значение приобретает развитие сетевого обучения, в том числе иностранным языкам. Стремительный переход от аналоговых технологий к цифровым, растущая потребность общества и государства к перемещению потребителей и трудовых ресурсов в сетевой мир кардинально меняет педагогические процессы, лингводидактику, методику обучения РКИ, требует новой методологии в создания соответствующей времени информационной среды обучения (ИСО) иностранным языкам. До сих пор создание высококачественной и высокотехнологичной ИСО для обучения языкам рассматривается как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям информационного общества.
Более чем тридцатилетнийопыт построения открытой образовательной системы позволяет заключить, что реализация цифровой информационной среды обучения РКИ –это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо переосмыслить цели и задачи лингводидактики в быстро меняющихся условиях информационного общества, полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования с учётом опыта предыдущих лет и эпох.
Полагаем, что успешное построение эффективной ИСО для обучения всех желающих русскому языку как иностранному возможно при выполнении ряда необходимых условий. Во-первых, необходим учёт особенностей преподаваемой дисциплины. Так, специфика обучения иностранным языкам состоит в том, что а) это процесс овладения не знаниями, как при обучении иным предметным дисциплинам, а навыками и умениями; б) иностранный язык изучается с целью общения на конкретном языке, в свою очередь, обучение видам речевой деятельности – слушанию, говорению, чтению, письму –требует использования повышенной мультимедийности и интерактивности, в отличие от обучения дисциплинам знаниеведческого цикла. Во-вторых, следует согласиться с необходимостью изменения на методологическом уровне технологии производства электронных средств обучения нового поколения (ЭСО). Без новой технологии и постоянной модернизации электронных средств обучения трудно рассуждать о полноценном, системном обучении языку с использованием компьютерных и сетевых форм обучения, тем более что средства обучения –базисная категория теории и методики обучения иностранцев русскому языку как иностранному.
Новые тенденции в области теории обучения иностранным (русскому) языкам, связанные с развитием электронных средств, зародились более 30лет назад. Однако о прорыве в этом направлении можно судить по появлению авторских инструментальных средств, позволяющих подготовленному педагогу самостоятельно создавать электронные средства обучения, размещать их в сети, дистанционно управлять процессом обучения.
До появления авторских инструментальных средств ЭСО создавались с помощью программистов. Это дорогостоящая технология, к тому же она не лишена ряда недостатков: педагог не может самостоятельно, оперативно модифицировать обучающий контент, ограничивать права доступа к учебной программе или наделять ими обучающихся. Ко всему прочему, подобная модель творческого коллектива нестабильна в виду невысокой мотивированности программиста в усовершенствовании сделанной программы.
В настоящее время на Факультете повышения квалификации Российского университета дружбы народов создана уникальная технология разработки и созданияэлектронных средств обучения нового поколения базирующаяся на объектно-ориентированном подходе к проектированию ЭСО и методе визуального редактирования.
ЭСО нового поколения, на наш взгляд, имеют принципиальную инновационность, заключающуюся в том, что:
· они создаются, модернизируются и управляются педагогами-русистами;
· растет вариативность интерактивных методов, форм и способов реализации обучающих программ (участие в их разработке педагогов способствует их постоянному дидактическому и методическому совершенствованию);
· появляются вариативы ЭСО нового поколения.
Когда мы говорим об электронной (сетевой) лингводидактике, то имеем в виду новое направление в теории и практике обучения иностранным языкам. В свою очередь выведенные законы действуют в той области, на основе фактов которой они были сформулированы. В нашем случае речь идет о новых языковых явлениях, которые обнаруживаются лишь в формате веб-страницы, и способах оптимизации обучения языку с учетом свойств нового формата функционирования языка. Новые закономерности методики обучения языку в сети можно увидеть лишь при наличии многочисленных обучающих программ-вариативов по каждому грамматическому, речевому или культурологическому аспекту обучения. Преподавание, например, системы русских падежей или овладение в ходе чтения, слушания языком средств массовой коммуникации эффективнее строить на основе не одного, а нескольких, постоянно модернизируемых авторских ЭСО. Методическая ценность конкретной программы должна определяться на основе сравнения с подобными. Сопоставление позволяет увидеть черты сходства и различия, определить сильные и слабые стороны каждой из программ. В ходе сопоставительной работы вырабатываются общепринятые стандарты ЭСО для обучения иностранному языку.
В-третъих, для работы в новой информационно-образовательной среде нужен качественно иной подход к профессиональной подготовке педагога. Сравнительно недавно от преподавателя требовались лишь уверенные базовые навыки владения компьютером. Оставаясь на таких позициях, мы игнорируем уже сформировавшуюся философию эволюции электронных устройств, цифровых, инфо- и телекоммуникационных технологий, заключающуюся в том, что каждый специалист владеет авторским инструментарием, позволяющим решать основные профессиональные задачи самостоятельно. Следовательно, переподготовка преподавателя должна вестись с установкой на приобретение им не общих, а профессионально-ориентированных и межпредметных знаний и умений использования информационных и коммуникационных технологий в практике обучения иностранным языкам. Новые качества необходимы по той причине, что в растущем сетевом мире аппаратные средства, информация и технологии, в том числе и педагогические, быстро устаревают, без оперативного их обновления и создания современный педагог не может эффективно управлять образовательными процессами, тем более прогнозировать и влиять на них. Таким образом, наиболее актуальной на повестке дня является проблема подготовки сетевых педагогов.
Компетенции современного педагога позволят разрешить главные противоречия, которые образовались в результате стремительного развития электронных и цифровых технологий, что повлекло изменение стиля жизни человека, его коммуникативного и профессионального поведения в обществе, в том числе и в сетевой среде:
· уменьшить разрыв между поколениями педагогов и учеников (мышление современного поколения учеников сформировалось уже в эпоху цифровых технологий, поэтому для него нет проблем в плане полноценного управления электронными устройствами, цифровыми средствами коммуникации, в отличие от опытных педагогов, имеющих мышление эпохи аналоговых технологий и не готовых использовать дидактический потенциал цифровых технологий в нужном объеме);
· восстановить status quo преподавателя при создании средств обучения (в аналоговую эпоху созданием средств обучения занимались опытные преподаватели в массовом порядке, поэтому вариативов средств обучения было много, они были высокого качества и обновлялись регулярно, что позволяло управлять процессом обучения системно, с учётом целевой организованности и профессиональной ориентированности аудитории.
Для русского языка сетевое обучение имеет эпохальное значение, так как появилась возможность профессионально продвигать в мировой сети богатство и уникальность русского языка, ценности русской литературы, самобытность культуры. Данный факт способствует широкой пропаганде интересов России, как гуманитарных, так и экономических. Профессионально и планомерно организованная система сетевого языкового обучения позволит многократно увеличить количество изучающих русский язык, а также расширить географический охват сетевого мира русскоязычными ресурсами.
Продвижение русского языка в мировой сети является одной из важнейших задач современной методики обучения, поскольку сетевой мир делится на зоны по самому реальному дифференциальному признаку - языковому.
С научно-методической точки зрения интернет можно рассматривать как глобальную мультиязычную и кросскультурную среду общечеловеческого взаимодействия и взаимовлияния со специфическими законами сосуществания, на изучение которых направлен исследовательский вектор современных зарубежных и российских лингвистов, русистов, методистов.
В сетевом мире разворачивается конкурентная борьба за влияние на общественное сознание разных категорий потребителей информационной продукции на разных языках. Чтобы создавать необходимый для потребителей данного сегмента рынка лингводидактический продукт нового поколения, важно знать причины и критерии выбора первого или второго иностранного языка для изучения.
К числу основных причин, по которым принимается изучение иностранных языков, ряд исследователей относит следующие[1]:
· эмиграция;
· работа;
· интернационализация семей;
· научные исследования;
· путешествия;
· обучение;
· культура;
· религия;
· лингвистический интерес.
Большинство людей из разных категорий при выборе иностранного языка для изучения в качестве второго, третьего, определяющими критериями считают:
· доступность учебных материалов;
· полезность;
· трудность/легкость изучения;
· спрос на язык у работодателей[2].
При разработке стратегии расширения русскоязычной зоны важно учитывать, что среди критериев, влияющих на выбор изучения иностранногоязыка на первое место обучающиеся ставят доступность средств обучения. Для русского языка это очень важный момент, так как старая (аналоговая) система распространения средств обучения фактически исчерпала себя как дорогостоящая и неэффективная в современных информационных условиях, а новая (цифровая) ещё не создана. К тому же у предшествующей системы распространения обучающих материалов кроме технических барьеров были более существенные –социально-политические. Современные технологии позволяют значительно расширить ареал влияния русского языка на планете, минуя политические барьеры.
Fedorenkov A.D.
People’s friendship university of Russia
Network e-textbook as an innovative linguistic and methodological training tool
This article examines the impact of copyright of e-learning in the Internet on the educational paradigm of teaching Russian as a foreign language, analyzes the efficiency and innovativeness of the data training.
Keywords:network electronic textbook, electronic textbook, innovations in education, e-learning, Russian as a foreign language, innovative learning tools