• slider

Медиадидактика в обучении РКН

Электронная педагогика

Профессор, доктор наук А.Д. Гарцов.

Нарастающий характер всеобщей информатизации и интеграции глобального сообщества порождает новые тенденции развития  современного образования и ставит новые цели и задачи перед педагогикой, электронной лингводидактикой, методикой обучения РКИ.

Развитие электронных устройств, цифровых, инфо- и теле-коммуникационных технологий, насыщение ими не только бытового, профессионального, но и образовательного пространства приводят к возникновению принципиально новой информационной среды деятельности, которую мы называем сетевой мир.

Под влиянием развития сетевого мира и научно-технического прогресса педагогика, как и всякая наука, меняется  все более тяготея к электронным формам обучения и воспитания, как очень эффективным, перспективным, развивающимся и естественным средствам современности.  В этой связи актуальность переподготовки педагога для работы в сети возрастает. Вместе с тем, задача это не простая, так как новые навыки и умения, необходимые преподавателю нового типа связаны с неординарной концентрацией высокоинтеллектуальных и технологичных знаний.

Известно, что педагогика – это наука о целенаправленном, управляемом процессе обучения и воспитания или специально организованная передача человеческого опыта (информации)  и подготовка нового поколения к будущей жизни и деятельности.  Приобретение опыта учеником в её упрощенной схеме  представляет собой систематизированный процесс передачи специальным образом организованной информации и проверки качества её усвоения педагогом.

 Современные реалии таковы, что с каждым годом увеличивается разрыв между поколениями педагогов и обучающихся в плане технологий работы с информацией, а значит утрачивается необходимая управляемость процесса обучения и воспитания в новых условиях.

Для того, что бы педагогический процесс в современных условиях информационного общества  был достаточно и с необходимым качеством управляемым, современному педагогу необходимо обладать новым уровнем информационного сознания и профессиональной компетентности на всех этапах работы с цифровой информацией: поиск, преобразование в соответствии с целями обучения (редактирование), хранение, передача, размещение в сети, дистанционное управление, защита.

Совокупность  названных проблем – важный шаг в развитии электронной педагогики. (Термин используется такими современными  специалистами в области педагогики как В.А. Трайнёв и И.В.Трайнёв «Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования» .-М., 2008 ). Данный термин только входит в употребление, осторожность его использования  понятна, однако альтернативы в развивающемся электронном мире, на наш взгляд, ему нет. Новая реальность диктует использование новых форматов работы с информацией, скорости её превращения в новую технологию и передачи потребителю.

Стремительный переход от аналоговых технологий к цифровым, растущая потребность общества и государства к перемещению потребителей и  трудовых ресурсов в сетевой мир   кардинально меняет педагогические процессы, лингводидактику, методику обучения РКИ, что требует новой методологии в  создания адекватной информационной среды обучения (ИСО) иностранным языкам.

До сих пор создание высококачественной и высокотехнологичной ИСО для обучения языкам рассматривается как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Более чем двадцатилетний опыт построения открытой образовательной системы позволяет заключить, что реализация ИСО обучения РКИ это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо переосмыслить цели и задачи лингводидактики в быстро меняющихся условиях информационного общества, полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования с учётом опыта предыдущих эпох и лет.

Полагаем, что успешное построение эффективной ИСО для обучения русскому языку  как иностранному возможно  при выполнении некоторых необходимых условий.

 Во-первых, необходим учёт особенностей  преподаваемой дисциплины. Например,  специфика обучения  иностранным языкам состоит в что: 

      а.      обучение не знаниям, как при обучении гуманитарным или естественно-научным дисциплинам, а навыкам и умениям;

     б.     обучение речевым видам деятельности (аудирование, говорение, чтение,  письмо) требует использования повышенной мультимедийности и интерактивности, в отличие от дисциплин, ориентированных на обучения знаниям.

Во-вторых, осознание на методологическом уровне необходимости изменения технологии производства  электронных средств обучения нового поколения (ЭСО).

Без наличия новой технологии производства и постоянной модернизации электронных средств обучения  невозможно с полной ответственностью говорить о полноценном, системном обучении языку с использованием компьютерных и дистанционных форм обучения, так как средства обучения – это базисная категория теории и методики обучения русскому языку как иностранному.

До появления авторских инструментальных средств ЭСО создавались с помощью программистов. Это очень дорогостоящая технология, к тому же она имела ряд недостатков, не позволяющих развивать электронное обучение языку, тем более в сети, системно. Данный аспект более подробно уже описан в нашей более ранней работе (Т.М.Балыхина, А.Д.Гарцов "Информатизация обучения языкам: становление компьютерной лингводидактики" –Журнал «Высшее образование сегодня», выпуск 4, 2006 г., с.32.)

В настоящее время на Факультете повышения квалификации преподавателей русского языка РУДН создана уникальная технология производства электронных средств обучения нового поколения базирующаяся на объектно-ориентированном подходе и методе визуального редактирования. 

Когда мы говорим об ЭСО нового поколения, то имеем в виду принципиальную инновационность  обучающих программ в области:

а.    создания и управления ими в основном педагогами- практиками, в том числе и в сети Интернета. (Данное качество имеет особенную ценность, так как влечет за собой формирование нового уровня сознания в области педагогических, дидактических, методических возможностей электронных, цифровых и коммуникативных технологий у педагогов);

б.   растущей вариативности интерактивных методов и форм реализации обучающих программ  (чем больше будет творческого штурма педагогов, например, в области создания систем упражнений тренажерного или контролирующего характера, тем совершеннее будут сами программы);

в.   появления вариативов ЭСО нового поколения. Когда мы говорим об электронной лингводидактике, то имеем ввиду новое научное направление в теории и практике обучения иностранным языкам.  Наука, как известно, форма мышления человека, позволяющая в хаосе явлений увидеть закономерности, на основе которых формулируются законы. Причем выведенные законы действуют в той области, на основе фактов которой они были сформулированы. В нашем случае речь идет о новых языковых явлениях, проявляемых в формате веб-страницы и способах оптимизации обучения языку с учетом свойств нового формата его функционирования. Поэтому с точки зрения научного подхода новые закономерности методики обучения языку в сети можно увидеть лишь при наличии многочисленных обучающих программ-вариативов по каждому грамматическому, речевому или культурологическому  аспекту обучения. Иными словами, обучение, например, русской падежной системе или языку средств массовой коммуникации должно строиться на основе не одного, а нескольких, постоянно модернизируемых авторских ЭСО. Для того чтобы определить методическую ценность конкретной обучающей программы, необходимо сравнить её с подобными, увидеть черты сходства и различия, определить сильные и слабые стороны каждой из сопоставляемых программ, чтобы в дальнейшем создавать более совершенные ЭСО по данному аспекту обучения языку.  В ходе сопоставительной работы будут вырабатываться общепринятые стандарты ЭСО для обучения РКИ.

В-третьих, для работы в новой ИСО нужен качественно иной подход к профессиональной подготовке педагога.  Ещё недавно от педагога требовались лишь уверенные базовые навыки владения компьютером. В реальности, оставаясь на таких позициях мы игнорируем уже сформировавшуюся философию эволюции электронных устройств, цифровых, инфо- и теле-коммуникационных технологий, заключающуюся в том, что каждый специалист должен владеть авторским инструментарием, позволяющим решать  основные профессиональные задачи самостоятельно. Следовательно, переподготовка преподавателя должна вестись с установкой на приобретение им не общих, а профессионально-ориентированных знаний и умений использования информационных и  коммуникационных технологий в практике обучения иностранным языкам. Новые качества необходимы по той причине, что в растущем сетевом  мире аппаратные средства, информация и технологии, в том числе и педагогические, быстро устаревают,  без оперативного их обновления и создания современный педагог не может эффективно управлять образовательными процессами, тем более прогнозировать и влиять на них.

Современные качества педагога позволят разрешить главные противоречия, которые образовались в результате слишком стремительного развития электронных и цифровых технологий, что повлекло изменение стиля жизни человека, его коммуникативного и профессионального поведения в обществе, в том числе и в сетевой среде:

а.    уменьшить разрыв между поколениями педагогов и учеников (мышление современного поколения учеников сформировалось уже в эпоху цифровых технологий, поэтому для него нет проблем полноценного  управления ни электронными устройствами, ни цифровыми средствами коммуникации, в отличие от опытных педагогов, имеющих мышление эпохи аналоговых технологий и не готовых использовать дидактический потенциал цифровых технологий в нужном объеме);

б.   восстановить statusquo преподавателя при создании средств обучения (в аналоговую эпоху созданием средств обучения занимались опытные преподаватели в массовом порядке, поэтому вариативов средств обучения было много, они были высокого качества и обновлялись регулярно, что позволяло управлять процессом обучения системно, с учётом целевой организованности и профессиональной ориентированности  аудитории.

Новые тенденции в области теории обучения иностранным языкам и, в частности, русского языка как иностранного,  связанные с развитием электронных средств  зародились более 25 лет. Однако о подлинном прорыве можно говорить с появлением авторских инструментальных средств, позволяющих подготовленному педагогу самостоятельно  создавать обучающие материалы, обладающие повышенной  мультимедийностью и интерактивностью.

Электронные тенденции в педагогике отразились и в реформировании современной лингводидактики, которая стала развивать новое крыло – электронную лингводидактику, на основе теоретических принципов которой и создается современная методика обучения русскому языку как иностранному с использованием электронных средств обучения.

При построении эффективной информационной среды обучения РКИ необходимо в первую очередь решить проблему электронных средств обучения, базовой категории методики обучения языку.

С нарастанием динамики роста производства ЭСО, увеличением их доли в системе современных средств обучения РКИ назрела необходимость их классификации и стандартизации.

В основание для стандартизации и классификации ЭСО обучения РКИ, по нашему мнению, могут лежать следующие принципы:

  1. Целевая ориентированность.

а.ЭСО для неуправляемого (самостоятельного) обучения языку – обучающийся является единственным субъектом образовательного процесса;

б.ЭСО для управляемого процесса обучения языку предполагает его использование в курсе обучения, организованного и управляемого педагогом. При данном виде обучения необходимы ЭСО, обладающие наличием обязательных модулей для конкретного уровня обучения: информационно-справочный, презентационный, тренажёрный, контрольно-обучающий.
Информационно-справочный модуль предназначен для пояснения грамматических или сопряженных трудностей изучаемого аспекта; презентационный – для представления работающей модели в контексте; тренажёрный – для отработки и закрепления навыков по введённой языковой трудности, учебно-контролирующий – для проверки усвоения введённого обучающего материала.

  1. Роль педагога в проектировании и реализации ЭСО.
    На рисунке 1 представлена сопоставительная схема двух технологий производства ЭСО. Модель «А» характерна для производства ЭСО 70-90 годов прошлого столетия.  Модель «Б» сформировалась с появлением авторских инструментальных систем (визуальных редакторов) для производства ЭСО педагогом без участия посреднических звеньев (программистов, администраторов, дизайнеров и т.д.). Данная технология производства начала бурно развиваться с начала 21 века и к настоящему времени доказала целесообразность своего перспективного развития.
  2. Принципиальная обновляемость ЭСО. Практика  показывает, что зрелый, эффективный учебно-методический продукт получается в результате многолетних практических испытаний в аудитории, а теперь и в сети, поэтому современное ЭСО должно быть открыто авторам для его совершенствования на протяжении всей творческой деятельности автора или коллектива.
  3. Универсальность формата функционирования ЭСО. Речь идёт о возможности использования ЭСО на всех типах цифровых носителей информации: оптический диск, локальный компьютер, площадка Интернета.

img1


Рисунок 1. Сопоставление технологий производства ЭСО программистами
и преподавателями методом визуального редактирования

5. Поддержка международных стандартов передачи образовательных ресурсов. Высокие темпы роста объёма профессиональных знаний и динамичность развития информационных отраслей порождают огромное количество электронных образовательных продуктов. В мировой системе образования наблюдается стремительное развитие электронного обучения, и в частности, Интернет - обучения. Многие вузы самостоятельно занимаются разработкой сетевых образовательных средств, в том числе, сетевых курсов, адаптируя их под свой профиль и имеющуюся материально-техническую базу. Недостаточная разработанность основных теоретических вопросов в области стандартизации создания сетевых учебных средств, разработки технологических образовательных систем, отсутствие методик адаптации к российским условиям международных стандартов в сфере технологий обучающих информационных систем, является основным препятствием на пути создания качественных электронных средств обучения.

На сегодняшний день основными организациями, ведущими разработки по направлениям информатизации образования и развития отраслевых стандартов являются ADL, AICC, ALIC, ARIADNE, CEN/ISSS, EdNA, DCMI, CEN/ISSS, EdNA, DCMI, GEM, IEEE, IMS, ISO, PROMETEUS. Деятельность этих организаций направлена на:

  • создание концептуальной модели стандартизации в системе открытого образования (IEEE); разработку архитектуры технологических систем в образовании AICC, IMS, ISO/IEC JTC1 SC36;
  • разработку внутренних стандартов и спецификаций для корпоративного обучения и переподготовки персонала компаний (AICC);
  • решение задач в области телематики и мультимедиа в образовании для Европейского Сообщества (ARIADNE, PROMETEUS); формирование учебного контента для учебных заведений, ориентированных на Интернет-обучение (проект SCORM) и так далее.

Наиболее активно развивающейся международной ассоциацией в настоящее время является консорциум IMS Global Learning Consortium. Деятельность консорциума направлена на разработку системы базовых стандартов, описывающих требования к элементам учебного процесса в среде новых образовательных технологий. Множество создаваемых спецификаций консорциума включает в себя:

  • стандартизацию форматов хранение и поиск учебной информации;
  •  стандартизация принципов построения систем управления обучением

стандартизация форматов обмена данных;

  •  стандартизацию информации об участниках учебного процесса;
  • стандартизацию элементов образовательного контента учебных материалов;
  • стандартизацию форматов и принципов разработки учебных материалов.

В области изучения иностранных языков наиболее популярным является стандарт передачи образовательных ресурсов SCORM . Данный стандарт поддерживается большинством LMS (Learning management system), CДО (система дистанционного образования), CMS (Content Management System), следовательно, создаваемые обучающие модули должны поддерживать данный стандарт, что обеспечит им полноценную интеграцию с названными системами и будет способствовать их дальнейшему совершенствованию.

Примечание: Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

 Современное мировое сообщество находится в состоянии перехода от аналоговых технологий работы с информацией к цифровым. Это стало следствием научно-технического скачка в  развитии электронных устройств,  инфо-  телекоммуникационных  технологий и формирования принципиально новой  универсальной среды реализации человеческой деятельности, называемой сетевой мир. Изменения носят эпохальный характер и затрагивают фундаментальные основы глобального общества в области производственных сил и производственных отношений. Информационные технологии несут колоссальный потенциал повышения производительности труда, ярким примером этому явилось стремительная и триумфальная смена печатной машинки принтером.

Перед образованием возникают новые цели и задачи в области подготовки специалистов нового типа и адаптации опытных педагогов для работы с цифровой информацией  в быстро меняющихся условиях мирового сообщества.

В этой связи происходит появление новых дисциплин в фундаментальных науках, позволяющих реализовывать научную и практическую деятельность с учетом отраслевой специфики в новом веб-формате.

В области теории и практики обучения иностранным языкам изучением новых  дидактических возможностей и методической оптимизацией занимается «компьютерная лингводидактика».  Новая научная дисциплина из линейки электронных отраслевых наук, функциональная предназначенность которой заключается в обеспечении преподавателей-словесников теоретической базой и практическими умениями для адекватной работы в условиях электронных, цифровых, инфо- и телекоммуникационных преобразований, носящих сверх динамичный характер.

С изменением технологий работы с информацией естественной потребности педагогики и лингводидактики является создание новой информационной среды обучения иностранным языкам.

Строительство ИСО необходимо, на наш взгляд, начать с изучения и адаптации  базисных категорий теории и методики обучения РКИ к новым форматам их функционирования таких как система средств обучения и адаптации педагогов  для работы в новых условиях.

Для современной теории и практики преподавания иностранных языков важным является развитие электронной лингводидактики и зарождение основ электронной методики обучения языкам. Термин электронная лингводидактика пришел на смену компьютерной лингводидактике недавно, в связи с глубоким переосмыслением происходящих научно-технических и общественных процессов. 

Мы находимся

Контакты

117198 г. Москва

ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наши проекты в сети

langrus.ru
testrf.ru 
schoolrus.ru
dis-sovet.ru

Статистика

8.png4.png4.png2.png3.png

13.10.2016 11:58