МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ
Противоречивость современной ситуации в области формирования информационной культуры заключается в несоответствии между постоянно увеличивающимся объемом информации и возможностями индивида к ее восприятию, обработке, усвоению, передаче и использованию в учебной деятельности. Пути разрешения этого противоречия — использование мультимедийных технологий представления учебного материала на уроках истории. В отечественной науке это направление сравнительно новое, однако оно получило уже достаточно активное развитие и распространение.
Будущему специалисту — профессиональному педагогу — следует не только овладеть необходимой информацией, но и научиться рационально представлять ее для поддержания творческого потенциала урока, эффективно применять разнообразные технологии с использованием компьютерных технологий.
При отборе содержания лекции главное внимание уделяется следующим вопросам: использование мультимедийных технологий при подготовке и проведении учебных занятий по истории, их состав и назначение; интернет-ресурсы в школьном представлении материала; возможности Word при представлении исторической информации на уроках по истории.
Особое внимание уделяется вопросам методики и технологии организации самостоятельного сбора, обработки, интеллектуального обобщения исторической информации учащимися в процессе учебных занятий по истории в условиях использования средств информационно-коммуникационных технологий; дидактическим материалам (в том числе цифровым) для самостоятельной работы учащихся над заданиями, включающими использование инструментов и ресурсов виртуальной учебной среды; а также внимание уделяется самостоятельной работе школьников с различными источниками исторической информации.
Новые цели повышения квалификации учителя истории определяют соответствующие изменения в программе обучения методам мультимедийной подачи учебного материала при работе с электронными носителями исторической информации.
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей ученика.
Преимущества мультимедийных технологий в преподавании истории:
- Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий.
- Широко использовать показ репродукций картин художников.
- Демонстрировать графический материал (таблицы, схемы).
- “Оживлять” карты.
- “Посещать” крупнейшие музеи мира.
- Прослушивать записи песен.
- Активизировать учебный процесс.
Применение компьютерных технологий на уроках истории повышает качество образования через оптимизацию учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, дает возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
- как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;
- как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;
- как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;
- как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;
- для осуществления дистанционного обучения с учащимися.
Помимо того, компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.
Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках истории достаточно много. Это, прежде всего:
- Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники.
- Электронные библиотеки по курсу истории.
- Интерактивные тренажеры (тестирование по курсу истории, подготовка к ЕГЭ).
На наш взгляд, наиболее интересными для работы на уроке и в процессе подготовки к уроку, являются следующие диски:
“История России. 862-1917.”,
“От Кремля до Рейхстага”,
“Россия на рубеже третьего тысячелетия”,
“Мировая культура и искусство”,
“Сокровища мирового искусства”,
“Флот во славу России”,
“Русский космос”,
“История России XX век”.
Достоинством этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, видеофрагментов, таблиц, схем. Кроме того, сейчас есть большой выбор учебных фильмов BBC на DVD:
“Крестовые походы”,
“Леонардо да Винчи”,
“Чингисхан” и другие.
Необходимо использовать данные мультимедиа-ресурсы на своих уроках. Но не стоит забывать, что ничто не может заменить учителя на уроке. Ни в коем случае нельзя превращать урок в простую демонстрацию красивых картинок, фрагментов. Урок должен быть продуман от начала до конца. Средствам мультимедиа нужно отводить лишь определенные этапы урока, иллюстрируя или дополняя изучаемый материал.
Эффективным является применение презентаций PowerPoint, а не готового продукта (в виде дисков с обучающими программами). Во-первых, каждый учитель должен иметь возможность творчески выстраивать урок. Во-вторых, презентация позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.)
Работа в программе PowerPoint позволяет каждому учителю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации. Если что-то не устраивает, то с помощью данной программы легко внести свои изменения (заменить текст, вставить рисунок, карту, диаграмму и т.д.).
- Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране.
- Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
Презентации могут готовить и сами учащиеся. Для этого ребята используют интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии. Презентации можно использовать в проектной деятельности по истории.
Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа.
Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.
Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, которые применяются при использовании электронной интерактивной доски:
- Работа с текстом и изображениями;
- Создание заметок с помощью электронных чернил;
- Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в интернете или печати;
- Коллективный просмотр Web-сайтов;
- Демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
- Демонстрация презентаций, созданных учащимися.
Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке. Им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске.
Стоит подробнее остановиться на мультимедийных учебниках. Целью применения мультимедийного учебника на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху. Это происходит за счет использования видео и частично аудио возможностей программы, что очень актуально для многих школ, поскольку богатый видеоряд курса успешно заменяет давно износившиеся и частично устаревшие по содержанию традиционные наглядные пособия (карты, схемы, учебные картины). В курсе истории широко используются "Уроки истории Кирилла и Мефодия", продукты серии "Уроки Кирилла и Мефодия" созданы на базе обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) образования РФ.
Материалы, содержащиеся на CD-дисках можно использовать при подготовке к урокам. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Правда, эти материалы пока не полностью соответствуют требованиям урока. Основной теоретический материал представляется схематично и сопровождается привычными готовыми статичными рисунками, качество видеофрагментов и схем не всегда удовлетворяет учителя. Использование этих учебных материалов на уроке весьма проблематично и приходится комбинировать материалы различных мультимедийных учебников и создавать собственные презентации для проведения урока. Поэтому, чаще всего, преподаватели используют отдельные модули, например, из коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые дополняют авторские мультимедийные разработки.
Наиболее распространенным и часто используемым продуктом в школе является мультимедийная презентация. При изучении истории она становится важным средством визуализации, и собственно представления информации. Современные учебные презентации становятся уже не просто набором слайдов с картинками и текстом. Наибольшего эффекта можно добиться, создавая интерактивные презентации, с использование многочисленных технических средств (триггеры, гиперссылки, анимированные указки и т.п.).
Например, при изучении темы «Отмена крепостного права в России» такой интерактивный плакат позволит с помощью гиперссылок перейти к статистической информации, посмотреть карту, перейти к другой презентации для рассмотрения вопроса на основе краеведческого материала. Такое занятие позволит гибко и оперативно изменять модель урока.
Самым известным интерактивным приемом является создание анимированного кроссворда. При создании кроссворда можно использовать видеоряд для постановки вопросов. Наконец, для историка крайне важно использовать в своей работе карты исторических событий. Существующие диски, конечно, в определенной мере решают проблему, однако иногда необходимо использовать карту, которой нет на диске или использовать какой-то участок карты. Создание мультимедийного слайда поможет решить конкретные задачи урока с использованием такой карты. Интересным может быть применение таких карт для обучения работе с контурной картой. Особенно эффективна данная работа на интерактивной доске.
Интересными могут быть интернет-уроки. Использование интернета на уроках возможно как для on-line тестирования при подготовке к итоговой аттестации, так и для виртуальных экскурсий и работы с галереями изображений. Интересным может быть, например, использование материалов сайтов музеев и заповедников, которые часто предлагают виртуальные экскурсии и выставки. Так, рассматривая на уроках истории вопрос о развитии традиций древнерусской архитектуры в памятниках зодчества 18 века можно использовать интерактивные ресурсы сайта музея-заповедника «Кижи» (http://kizhi.karelia.ru/). Раздел сайта «Виртуальные музейные путешествия» предлагает посетителям изучить природу и рассмотреть панораму заповедника, посетить дом карельского крестьянина. Есть на сайте и фотогалереи. Такой урок запомнится надолго и может стать толчком к более глубокому изучению истории.
Большие возможности предоставляет и использование ресурсов сайта http://tours.kremlin.ru. В разделе «Россия» представлена информации о государственных символах страны, а раздел сайта «Кремль» потрясающе интересно представляет панораму Московского Кремля, подробно представляет архитектурные памятники на территории Кремля. За кадром звучит голос замечательного актера Алексея Владимировича Баталова. В разделе «Президент России – гражданам школьного возраста» есть, например, информация о Дне народного единства и подробное объяснение сюжета памятника Минину и Пожарскому. В интерактивном режиме можно познакомить детей с особенностями политического устройства страны и позаниматься в «Школе Президента».
Интересными являются приемы работы с фотоиллюстрациями. Их демонстрация возможна в режиме слайд-шоу и может иллюстрировать объяснение учителя или стать источником изучения на уроке.
Примером такой работы может быть использование реальных исторических фотографий начала ХХ века на уроке истории Сибири по теме «Сибирь в начале ХХ века». Это позволяет не только вызвать интерес к изучаемой теме, но и подробно изучить особенности быта людей того времени, подробно изучить архитектурные особенности строений. Дети очень живо интересуются необычной для них одеждой, орудиями труда и даже особенностями природной среды того времени.
Продуктивным материалом для урока истории являются схемы. Они дают возможность обобщить, систематизировать материал. Благодаря интерактивному принципу работы, схемы предлагают учителю разные варианты их использования. Так, интерактивную схему «Устройство Русской православной церкви в X-XV вв.» можно применять и для систематизации знаний, и для представления новой информации, и для опроса учащихся (показать на слайде презентации или запустить вкладку электронного пособия).
Интерактивные графики, представляя процессы в развитии, позволяют акцентировать внимание учащихся на том или ином значении.
Например, в рамках изучения феодального общества в курсе истории Средних веков демонстрация на уроке графика «Основание новых городов в Европе в Средние века» позволит сформировать у учащихся представление о динамике данного чрезвычайно важного процесса.
График можно продемонстрировать, запустив вкладку электронного пособия или скопировав его на слайд презентации. Таким образом, интерактивная наглядность – особый вид наглядности, создающий эффект погружения в обучающую программную среду и позволяющий установить с ней взаимодействие, что способствует формированию чувственно-наглядного образа изучаемого явления.
Традиционно особую роль на уроке истории играют карты. Интерактивная модификация учебных карт предлагает новые варианты использования этого ресурса на уроке. Положительный момент заключается в возможности увеличения той или иной области карты для более детализированной демонстрации. Кроме того, большинство интерактивных картографических ресурсов выгодно отличается от печатных атласов возможностью послойного просмотра карты, а также позволяет сделать акцент на актуальной информации.
Так, карта «Реконкиста в Испании» может быть представлена в виде нескольких слоев: начало Реконкисты, Реконкиста в VIII—X вв., Реконкиста в XI—XIII вв., конец Реконкисты. При изучении испанской Реконкисты в VI кл. ученикам предлагается, рассматривая карту в атласе или в учебнике, усвоить основные этапы Реконкисты, то есть историческое содержание этих этапов, их характеристики, длительность. При этом карта в учебнике содержит в себе информацию о Реконкисте, охватывающую почти восемь веков – с 718 по 1492 гг. Печатная карта позволяет в целом охарактеризовать основную тенденцию отвоевания Пиренейского полуострова – расширение христианских владений и постепенное сужение арабского мира, но не позволяет рассмотреть каждый из этих этапов в отдельности. Но как раз только изучение обстановки на полуострове в каждый из этапов Реконкисты может привести ученика к пониманию причинно-следственных связей, лежащих в основе исторических событий.
Интерактивные карты находят свое применение и при организации практической работы, и при проверке знаний учащихся. Функция отключения информационных слоев на карте позволяет учителю использовать ее как материал для заданий, в которых ученику нужно нанести на карту границы областей, названия объектов и пр.
Особую роль на уроке с применением мультимедийных технологий играют практические работы, выполненные в виде отдельных интерактивных модулей. Эти модули могут использоваться для организации групповой работы учащихся, а также в ходе фронтальной работы с классом. Игровая форма этих заданий привлекает учащихся и пробуждает интерес к предмету. Конечно же, использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране — в красках и со звуком.
Важным элементом любого урока является контроль полученных знаний. С помощью компьютерного учебника по истории России ХХ века можно организовать различные формы проверки знаний учеников. Учителю удобно использовать тесты после каждого параграфа, в которых проверяется знание дат, последовательности исторических событий, имен исторических деятелей и событий, с ними связанных, сути исторических явлений и их характерных черт, важных статистических данных, значений терминов и определений понятий и т.п. При этом в пособии заложено несколько типов заданий для проверки усвоения учебного материала.
В заключение, стоит отметить, что применение мультимедийных технологий в процессе преподавания истории приводит к следующим результатам:
- Повышение уровня наглядности на уроке;
- Повышение производительности урока;
- Установление межпредметных связей с основами информатики и вычислительной техники.
- Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя.
- Повышение мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности
- Учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя.
- Все это повышает уровень интенсификации и индивидуализации обучения, позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.
2. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.
4. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.
5. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.
6. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М. - Владос, 2007. - 227с.
7. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко // Учитель истории. - 2005. - №5. - 13-17с.