Традиции и инновации
Глобальные изменения в современном обществе, общее стремление к диалогу во всех сферах общественной жизни, интеграция образовательных систем не смогли не отразиться на переосмыслении методических ориентиров в области РКИ. Глобальной характеристикой ХХI ст. является утверждение инновационного способа развития в качестве доминирующего.
Знаниевый подход Традиционная практика |
Компетентностный подход Инновационная практика |
Источники |
|
отбираются при необходимости с учетом программы обучения для поддержки ее компонентов |
Отбираются на основе принципа избыточности и таким образом составляют простор для организации самостоятельного учебного поиска и сбора информации, исследовательской деятельности в учебных целях и создания собственных информационных учебников |
Предоставляют собой интерпретацию материалов используемого учебно-методического комплекса |
Представляют собой не только интерпретацию материалов используемого учебно-методического комплекса, но и расширяют его информационную основу |
Структурируется в соответствии с логикой предъявления учебного материала в используемом учебно-методическом комплексе |
Структурируется в соответствии со стандартом, примерной программой, вариативными программами |
Управление учебным процессом. Ориентированно: |
|
На жесткую последовательность «прохождения материала» |
На индивидуализацию путей освоения учебного материала, групповую и коллективную работу, рефлексию и обсуждения |
На алгоритмизированный контроль и аттестацию |
На экстренную, в том числе «встроенную» систему контроля на основании накопленных в процессе прохождения курса результатов |
Инструменты |
|
Ограниченный набор готовых учебных материалов, жестко ориентированных на конкретный курс в соответствии с учебной программой |
Неограниченный (постоянно обновляемый, в том числе субъектами обучения) набор инструментов, интегрированных в гибкую динамичную информационно-коммуникационную учебно-методическую среду. |
Можно с уверенностью прогнозировать возникновение очередной модели обучения иностранному языку, построенной на компьютерных технологиях оперативного получения информации из любой точки земного шара, мгновенного доступа к мировым информационным ресурсам, накопления и хранения информации, ее отбора и переработки, а также обмена ею с самым широким кругом партнеров по коммуникации.
Оптимизация обучения РКИ в этой сфере инноваций основывается на трех компонентах: проектная технология, интерактивность обучения, контекстное обучение.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе диалога между всеми участниками учебного процесса. Такая парадигма приводит к изменению ролей в учебном процессе, выдвигая обучаемого в центр процесса обучения, и перемещает акценты от обучения к изучению. Главная особенность проектной технологии заключается в том, что процесс научения происходит в совместной деятельности. Внутри групповое сотрудничество в решении дидактических задач повышает эффективность учебного процесса.
Интерактивное обучение — это обучение, погруженное в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
В основе идеи контекстного обучения лежат представления о человеке, не только потребляющем культурные ценности в процессе образования, но и наращивающем их; о личности как самоценности.
История образования идет по пути постепенного превращения обучающегося из объекта педагогических манипуляций в субъекта собственного саморазвития.