Деятельность диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по методике, педагогике, психологии Д 212.203.22
Председатель диссертационного совета – академик МАНПО, доктор педагогических наук, профессор Т.М. Балыхина, декан факультета повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного РУДН.
сайт диссовета
В состав диссертационного совета входят 35 докторов наук, академиков РАО, МАНВШ, МАН ПО, РАЕН. Члены совета – ведущие ученые Российского университета дружбы народов, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Московского университета МВД России, Государственного университета управления, Оренбургского государственного университета, Московского городского психолого-педагогического университета, Российской академии образования.
Диссертационный совет проводит защиту докторских и кандидатских диссертационных исследований по следующим специальностям:
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования – педагогические науки,
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания: русский язык (уровни общего и профессионального образования) – педагогические науки,
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания: русский язык как иностранный (уровни общего и профессионального образования) – педагогические науки,
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания: иностранный язык (уровни общего и профессионального образования) – педагогические науки,
19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии – психологические науки.
В период с 2005 по 2014 гг. в диссертационном совете Д 212.203.22 защищены 204 кандидатские и докторские диссертации.
Диссертационные работы защитили соискатели из следующих вузов:
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ;
Белгородский государственный научно-исследовательский университет;
Омский государственный педагогический университет;
Нижегородский государственный педагогический университет
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина;
Тамбовский государственный университет
Уральский государственный педагогический университет;
Оренбургский государственный университет
Тольяттинский государственный университет
Самарский государственный университет путей сообщения
Тульский государственный университет и др.
Диссертации защитили соискатели – граждане
Российской Федерации
Греции, Ирана (2)
Китайской Народной Республики (5)
Социалистической Республики Вьетнам (2)
Монголии, Италии (2)
Эквадора
Федеративной Республики Германии
Таиланда, Сенегала
Казахстана
Белоруссии.
В диссертационном совете Д 212.203.22 кандидатские диссертации защитили 33 сотрудника РУДН,
докторские – 7:
Гарцов А.Д. (научный консультант – Т.М. Балыхина)
Шустикова Т.В. (научный консультант – Т.М. Балыхина)
Румянцева Н.М. (научный консультант – А.В. Иващенко)
Руденко-Моргун О.И. (научного консультанта нет)
Карабущенко Н.Б. (научный консультант – А.В. Иващенко)
Поморцева Н.В. (научный консультант – В.М. Шаклеин)
Просвиркина И.И. (научный консультант – Т.М. Балыхина).
Соискателями, защитившими диссертации в совете, открыты новые науки, научные области:
Невмержицкая Елена Викторовна «Этноориентированная методика обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования»(докторская диссертация, научный консультант – Т.М. Балыхина);
Гарцов Александр Дмитриевич«Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования» (докторская диссертация, научный консультант – Т.М. Балыхина);
Черкашина Татьяна Тихоновна «Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент-образования» (докторская диссертация, научный консультант – Т.М. Балыхина);
Степанов Станислав Александрович «Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России» (докторская диссертация, научный консультант – А.В. Иващенко);
Рогова Анна Владимировна «Стратегии и тактики межкультурной лингводидактики как инновационной основы обучения русскому языку» (кандидатская диссертация, научный руководитель – Т.М. Балыхина);
Новые направления научных исследований:
Шустикова Татьяна Викторовна «Формирование русской фонетической культуры иностранного специалиста в системе российского высшего профессионального образования» (докторская диссертация, научный консультант – Т.М. Балыхина);
Романова Нина Навична «Лингводидактическая система профессионально-коммуникативной подготовки специалистов в высшей технической школе» (докторская диссертация, научный консультант – Т.М. Балыхина);
Карабущенко Наталья Борисовна «Феномен элиты: историко-психологические основанияи пути развития» (докторская диссертация, научный консультант – А.В. Иващенко);
Раицкая Лилия Климентьевна «Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде» (докторская диссертация, научный консультант – А.В. Гагарин);
Ермаков Дмитрий Сергеевич «Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся» (докторская диссертация, научный консультант – А.В. Иващенко);
Селюч Марина Григорьевна «Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения» (докторская диссертация, научный консультант – В.С. Агапов);
Ольга Ивановна Руденко-Моргун «Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа» (докторская диссертация, научного консультанта нет);
Игнатьева Ольга Петровна«Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся» (кандидатская диссертация, научный руководитель – Т.М. Балыхина).
По актуальным проблемам обучения в международно-ориентированном вузе (приоритетным темам РУДН) выполнены следующие исследования:
- в области методики обучения языкам
Поморцева Наталья Владимировна «Педагогическая система лингвокультурной адаптации иностранных учащихся в процессе обучения иностранному языку»;
Батсуури Батчимэг (Монголия) «Лингводидактические основы обучения монгольских студентов нормам русского порядка слов»;
Сидорова Галина Александровна «Инновационный текстоориентированный контроль коммуникативной компетенции (уровень основного общего образования)»;
Шабалина Александра Николаевна «Методика формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления»;
Апакина Людмила Вячеславовна «Моделирование коммуникативно-творческой самостоятельности инофонов в электронной среде (уровень А1 – А2)»;
Буглакова Людмила Михайловна (Италия) «Государственное тестирование по русскому языку как иностранному в системе европейского языкового образовательного стандарта»;
Юрова Юлия Витальевна «Инновационные лингводидактические аспекты адаптационной самостоятельной работы»;
Симона Берарди(Италия) «Дистанционное обучение в практике преподавания русского языка в итальянской аудитории (на примере авторских мультимедийных курсов «Краски-А1» и «Краски-А2»)»;
Манету Ндяй (Сенегал) «Лингвометодические основы учебника русского языка для образовательной системы Сенегала (этап школьной и довузовской подготовки)»;
Ткач Татьяна Григорьевна«Лингводидактические основы обучения русской фонетике будущих филологов-русистов в высшей школе Ирана»;
Алферова Динара Адлевна «Модульное обучение переводу научно-технических текстов с использованием информационных технологий»;
Беленкова Наталия Марковна «Реализация коммуникативного тренинга как лингводидактической технологии обучения иностранному языку в поликультурной образовательной среде современного университета»;
Будник Екатерина Александровна«Лингводидактические аспекты исследования звуковой интерференции (на материале русско-португальского двуязычия)»;
Воравонг Винарат (Таиланд) «Лингводидактические основы обучения межкультурному деловому общению тайских магистров-преподавателей РКИ»;
Ли Дань (КНР) «Методика обучения профессиональному общению студентов-филологов на русском языке в социокультурных условиях Китая»;
Присная Лидия Леонтьевна «Профессионально ориентированное обучение фонетике русского языка китайских студентов-русистов (включенная форма обучения)»;
Чжао Юйцзян (КНР) «Лингводидактические основы этноориентированного обучения русскому языку и тестирования (на примере китайских учащихся)»;
Голиков Сергей Николаевич (Россия) «Лингводидактические основы педагогического проектирования системы обучения испанцев русскому языку и тестирования»;
Щербакова Наталья Викторовна «Обучение англоговорящих студентов русскому компаративу на этапе довузовской подготовки (коммуникативно-когнитивный аспект)».
- в области общей, педагогической психологии, этнопсихологии:
Косталес Анна Изабель (Эквадор) «Эмоционально-личностные факторы адаптированности иностранных студентов»;
Киящук Тарас Васильевич «Психологическое сопровождение иностранных студентов в период обучения в российском вузе»;
Тимофейчева Вера Анатольевна «Сравнительное исследование ответственности африканских и латиноамериканских студентов»;
Бойко Злата Викторовна «Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов»;
Гришенина Юлия Алексеевна «Национальные особенности образа мира и их проявления в речевой деятельности российских, индийских и африканских студентов»;
Соселия Ирина Лукинична «Мотивация студентов и психологические трудности в овладении иностранным языком (на примере студентов инженерных специальностей)»;
Нечепуренко Татьяна Владимировна (Россия) выполнила диссертационное исследование на тему «Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов»;
Полянская Екатерина Николаевна «Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов».