Интерактивные методы преподавания грамматики и лексики на уроках английского языка
Бородавкина Анастасия Петровна
учитель английского языка,
специализированная школа-интернат «Мурагер», город Караганда
note_bena@mail.ru
Бородавкина Клавдия Петровна
учитель английского языка,
специализированная школа-интернат «Мурагер», город Караганда
lifeisshort@bk.ru
THE INTERACTIVE METHODS OF TEACHING VOCABULARY AND GRAMMAR IN THE ENGLISH LESSONS
Borodavkina Anastassiya Petrovna,
English teacher
specialized boarding school ”Murager”, Karaganda
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Borodavkina Klavdiya Petrovna,
English teacher
specialized boarding school ”Murager”, Karaganda
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье рассматриваются существенные характеристики интерактивного обучения. Авторы описывают возможные пути использования нескольких инновационных интерактивных методов в процессе преподавания урока.
Цель данной работы – проанализировать интерактивные методы преподавания лексики и грамматики, выявить наиболее часто употребляемые методы и приемы на уроках английского языка, определить роль и значение интерактивных технологий в обучении английскому языку.
Материалом исследования являются учебно-методические пособия и литература по данной тематике, индивидуальные письменные работы учащихся с 5 по 9 класс, материалы посещаемых уроков коллег, анкетирование учащихся и учителей.
Основные методы исследования:описательный, компонентный, структурный, сравнительный, эмпирический.
Следует отметить, что уровень преподавания английского языка в нашей школе достаточно высокий. Учащиеся с большим интересом изучают предметы на английском языке, активно участвуют в проектной деятельности, встречаются с носителями языка, завоевывают призовые места в олимпиадах городского, областного, международного уровня.
The article deals with the essential characteristics of the interactive education. The authors describe the possible ways of using the several innovative interactive techniques while teaching a lesson. The purpose of this work - to analyze the interactive methods of teaching vocabulary and grammar, to identify the most frequently used methods and techniques in the English lessons, to determine the role and importance of interactive technologies in teaching English. The material of the study are training manuals and literature on the subject, individual written work of students from 5th to 9th grade, materials colleagues visited lessons, questioning students and teachers.
Basic research methods: descriptive, component, structural, comparative empirical.
It should be noted that the level of English language teaching in our school is high enough. Students with great interest to study the English subjects, are actively involved in project activities, meet with native speakers, win prizes in competitions of city, regional, international level.
Ключевые слова: интерактивные методы; техника обучения; критическое мышление; повышение мотивации; ролевая игра; «мозговой штурм»; «рыбная кость»; взаимодействие учителя и учащихся.
Key words:interactive methods; training equipment; critical thinking; increased motivation; role-playing game; "brainstorm"; "Fish bone"; interaction of teachers and students.
На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности учащихся, а соответственно, и уровня владения языком с помощью лексического и грамматического материала. Следует отметить, что интерактивные методы обучения отвечают этим требованиям, так как суть их заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать его активным участником образовательного процесса, повысить мотивацию к изучению предмета.Слово «интерактивный» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется активное взаимодействие учителя и ученика.
Целью интерактивных методов обученияявляется создание и обеспечение комфортных условий на уроке, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную значимость, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Принцип интерактивного обучения лежит в основе учебного процесса при условии постоянного, активного взаимодействия учителя и всех учащихся. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Взаимодействие между учителем и учениками представлено на следующей схеме:
Применение интерактивного обученияосуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Наиболее употребляемая техника обучения:
- При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;
- При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем – все вместе»), работа в малых группах, аквариум;
- Интерактивные игры: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное слушание»;
- Технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию», «Круглый стол».
Таким образом, на практике можно использовать как интерактивные формы в целом, так и отдельные элементы, которые наиболее целесообразны к определенному классу. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.
Следует также отметить, что одним из самых эффективных методов обучения лексическому и грамматическому материалулексики на уроках английского языка является игровой метод. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, и что самое главное, заинтересовать учащихся в изучении английского языка.
Игровые формы актуальны и на старшей ступени обучения, что связано с особенностями их развития и восприятия. Учащиеся проявляют интерес и запоминают ту информацию, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личностное значение. Следовательно, у школьников среднего и старшего звена возникает желание играть согласно потребности компенсировать ограниченность учебной деятельности в положительных эмоциональных переживаниях, в возможности проявить свою активность. Из выше сказанного следует, что учащихся необходимо заинтересовать, сделать любое сложное задание интересным, а значит, доступным. При игровой подаче материала изучение новых слов, выполнение грамматических заданий не вызывает, как правило, у учащихся серьезных трудностей.
Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные, групповые. К индивидуальным играм следует отнести кроссворды, анаграммы;
К парным и групповым - игра «бинго», совмещение аналогичных картинок, диктант в картинках, а также применение техники обучения для развития критического мышления «рыбная кость», «луковица», «денотатный граф», ромашка Блума, синквейн. Для создания игровых ситуаций широко используются рисунки, тексты художественных произведений.
Лексические игры сосредотачивают, внимание учащихся на лексическом материале имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения.
Грамматические упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, способствуют усвоению сложных грамматических структур, написанию диктантов, сочинений и эссе, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Структура работы с лексическими, грамматическими играми на занятиях включает в себя: введение нового материала, закрепление (первичное и повторное), практическое использование, повторение.
Игры можно использовать на любом из этапов работы над лексикой и грамматикой английского языка.
Представимнаиболее часто употребляемые методы и приемы на уроках английского языка. Они основаны на формировании, развитии и совершенствовании лексических и грамматических навыков:
·работа в малых группах - в парах, тройках и т.д. («Умный листок»);
·блиц - опрос (в быстром темпе);
·мозговой штурм (ученики вспоминают слова, выражения в быстром темпе, которые далее будут нужны для выполнения какого-то задания);
·кластер (в центре доски - название лексической темы) Нужно назвать слова, выражения по этой теме или ассоциируемые с ней.);
·стадия вызова в начале урока (вызвать у детей интригу, удивление чему-то, желание угадать, открыть);
·дискуссии, дебаты;
·ролевые игры;
·использование средств мультимедиа (презентации, электронные словари, СD, MP3, интернет - ресурсы);
На каждом уроке, на любой ступени обучения выделялось время для самостоятельной работы учащихся.
Разновидности самостоятельной деятельности на уроке были:
·постановка цели и планирование задания проходили с моей помощью (напр.: прочитать текст и найти ответы на данные вопросы);
·работа выполнялась учеником по собственной инициативе (создание презентаций, буклетов, аудиозаписи, чтение, сбор дополнительного учебного материала).
По уровню самостоятельности:
·копирование по образцу (напр.: переписывание текста, упражнения, повторение за диктором фраз);
·воспроизведение действия или материала по памяти (напр.: пересказ, письменное воспроизведение текста, заучивание стихов);
(напр.: работа с диалогом, написание письма);
·самостоятельное решение новых задач (чтение дополнительной литературы, прослушивание песен англоязычных исполнителей) - уровень вне урока.
Интерактивные методы и формы, через которые мы внедряли интерактивную модель обучения в рамках урока, были разнообразны, интересны, увлекательны, делали урок динамичным, более насыщенным, создавали позитивный эмоциональный настрой, вовлекали в работу всех учащихся.
Интерактивные методы и формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Список литературы
1. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. №3 – 1996.
2. Гальскова «Современная методика обучения иностранным языкам»: М: 2004.
3. «Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе»: Под ред. А.А. Миролюбова. - М.: Просвещение, 1967.
4. «Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв.»: Под ред. М.В. Рахманова. М., 1972.
5. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
6. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998.
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов под. Вузов и учителей. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005.