Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка
Герасименко Евгения Сергеевна
Учитель английского языка, Областная специализированная школа-интернат «Мурагер», Казахстан, Караганда
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING SKILLS ON ENGLISH LESSONS
Gerassimenko Yevgeniya Sergeyevna
Teacher of English language, Regional Specialized Boarding school “Murager”, Kazazakhstan, Karaganda
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Данная статья посвящена развитию критического мышления при обучении английскому языку в школе. Внедряя в образовательный процесс технологию развития критического мышления, автор полагает, что данная технология соответствует новым требованиям общества к школьному образованию, а именно развитие личности, умеющей анализировать, синтезировать и оценивать получаемую информацию. Данная технология способствует процессу модернизации образования, обусловленной изменениями, происходящими в обществе.
The article is devoted to the development of critical thinking in the process of teaching English in secondary school. Inculcating the technology of teaching critical thinking in the process of teaching English, the author considers that this technology conforms to the modern requirements of society to school education – development of personality who will be able to analyze, synthesize and evaluate information. The technology of teaching critical thinking promotes modernization of education which was stipulated by changes taking place in the modern society.
Ключевые слова: критическое мышление; модернизация; интерактивный подход; инсерт; таксономия Блума; синквейн; рефлексия.
Key words:critical thinking; modernization; interactive way of teaching; insert; Bloom`s taxonomy; cinquain; feedback.
В настоящее время основные цели школьного образования заключаются в том, «чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющимисвободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях». [1, с. 119]
Критическое мышление– одно из ведущих современных педагогических понятий, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане и в других странах. На сегодняшний день совершенно понятно, что невозможно достичь новых целей старымисредствами. Как мы видим, модернизация содержания образования не в последнюю очередь связана с обучением английскому языку. Исходя из новых целей в методике преподавания иностранных языков, в последние годы наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу, который был предложен западными методистами. Ряд ученых полагает, что основное внимание при коммуникативно-интерактивном подходе уделяется самому процессу коммуникации и учебной ситуации в аудитории, в то время как коммуникативное обучение ставит в центре внимания коммуникативные функции языка. Таким образом, в интерактивном подходе акцент делается на содержании коммуникативной ситуации, где язык служит средством развития критического мышления.
«Критическое мышление– дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий». [1, с. 165]
Технология «Развитие критического мышления» разработанаМеждународной ассоциацией чтения университета Северной Айовы иколледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока: 1) вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации); 2) осмысление содержания (получение новой информации); 3) рефлексия (осмысление, рождение нового знания). [2]
1. Стадия вызова. Начало урока - самый важный этап, в котором должен быть мощный вызов к обучению, способный заинтересовать учеников изучаемой темой. На наш взгляд, обучение будет иметь смысл, если принимать во внимание жизненный опыт учеников, важность и значимость мнения каждого из них. На данном этапе целесообразно использовать мозговой штурм. Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Также, чтобы вызывать интерес учеников к изучаемой теме, учитель может использовать метод ассоциаций, который побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Метод ассоциаций можно проводить и в более креативной форме, а именно, попросить учеников принести какой-либо предмет, который они ассоциируют с темой урока, и объяснить их выбор. Данный метод помогает обмениваться мнениями, взаимно обучаться, а также визуально закрепить в сознании идеи своих одноклассников. Как правило, ученики приносят, абсолютно разные предметы, это говорит о том, что каждый из них индивидуально мыслит и рассуждает. Обмениваясь своими ассоциациями по теме урока, ученики действительно понимают идею о множестве мнений. Также идеи и ассоциации можно визуально зафиксировать в виде кластера. Это называется Mindmap или Clustermethod. Кластер в начале урока будет опорной точкой, показывающей уже существующие знания по изучаемой теме. В конце урока этот же кластер можно расширить новыми знаниями, полученными во время урока.
Важно, чтобы на стадии вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными.
В процессе реализации стадии вызова учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. [3]
Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. В случае успешной реализации стадии вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
2. Стадия осмысления содержания. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта стадия занимает наибольшее время. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала и презентации. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации.
Здесь возможно использовать такой прием работы, который носит название инсерт. Инсерт — это прием, когда учащиеся отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что, является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Если дети работают с текстом, то они могут использовать различные значки или разные цвета, если дети слушают проект или смотрят видео, то можно использовать таблицу, которая поможет визуально разделить и зафиксировать их собственные идеи.
What I knew (Что я знал) |
Whatinformationwasnewforme (Какая информация была для меня новой) |
What I want to know (Что я хочу узнать) |
|
|
|
Использование данного метода дает возможность каждому ученику индивидуально отслеживать получение новых знаний и их осмысление, а также толчок к постановке новых вопросов и путей их решения.
Если, например, учитель на уроке использует какой-либо рассказ с интересной сюжетной линией, то можно использовать следующий прием «Дерево предсказаний». На кульминационном моменте учитель останавливает чтение или прослушивание и просит своих учеников высказать предположения о том, что произойдет дальше. Этот прием дает детям возможность пофантазировать и проявить свои творческие способности, а также вызывает интерес к прослушиванию или чтению истории до конца.
Также во время фазы осмысления целесообразно задавать вопросы. Но необходимо использовать разные виды вопросов – вопросы «низшего и высшего порядка» или как их по-другому называют «тонкие и толстые вопросы». В технологии критического мышления делается больший акцент на «толстые» вопросы, т.е. вопросы, которые требуют индивидуального осмысления.
Вот примеры «тонких вопросов» по одному из текстов, изучаемых в 5 классе:
Учитель |
Ученик |
1. What’s boy’s name? |
Alex |
2. Where does he live? |
He lives in London. |
3. What does he like? |
He likes traveling and wild nature. |
4. Why can’t he live in countryside? |
Because his parents work in Manchester. |
5. What’s his dream? |
His dream is traveling to desert island. |
Такие вопросы, как правило, используются после ознакомления с новой информацией, отвечая на эти вопросы, ученики используют материал самого текста. Мы не считаем, что от таких вопросов следует вообще отказаться при изучении английского языка, так как они формируют понимание информации на иностранном языке, определенной структуры ответа на английском языке, формированию коммуникативных навыков учащихся. Но наряду с «тонкими» вопросами, следует использовать «толстые». Например,
Учитель |
Ученик |
1. How do you think what facts and ideas show that his favorite book is “Robinson Crusoe”? How can you explain it? |
Because he wants to go to a desert island/He likes wild nature/he wants the same adventures as Robinson Crusoe/He knows a lot about surviving because his father has taught him how to survive since childhood. |
2. What do you think about this boy? |
He likes extreme/ he is crazy about wild places/ He is dreamer/he is survivor/he loves his family |
3. How do you think it is true that he can survive in the wild places? Why/Why not? |
I think he can because he watches TV programs about surviving, reads books such as Robinson Crusoe, knows the rules of surviving/ No, he can’t because he is a child/ he is very young. It is dangerous for him. / No, he can’t. He must study at school. |
Такого рода вопросы относятся к стадиям «анализа, синтеза и оценивания» в таксономии Блума. Они направлены не на воспроизведение фактов из текста, учебника и т.д., а на размышление об этих фактах, на анализ и обдумывание информации. Используя такого рода вопросы можно развивать в ребенке когнитивные навыки. Они дают возможность ученикам высказывать свое мнение. На эти вопросы не ответишь одним словом, так как они требуют тщательного осмысления. Самым важным моментом, что на более сложные вопросы учителю следует давать ученикам больше времени на обдумывание.
На стадии осмысления содержания учащиеся осуществляют контакт с новой информацией, пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения, обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
3. Стадия рефлексии. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Можно в конце урока проводить рефлексию деятельности и рефлексию содержания учебного материала. Рефлексия деятельности проводится, чтобы оценить собственную деятельность и активность каждого на разных этапах урока. Для проведения данной рефлексии можно использовать прием «лестницы успеха», графического организатора «рыбная кость» и незаконченный тезис, например:
· У меня получилось…
· Я научился…
· Сегодня на уроке я смог…
· Урок дал мне для жизни…
· За урок я…
Для проведения рефлексии содержания учебного материала можно использовать прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей, прием анализа субъективного опыта.
Если учителю важно узнать мнение детей об уроке, то можно попросить детей оценить урок, выбрать наиболее интересное задание, написать что понравилось, не понравилось на уроке и т.д. Современный педагог должен также обладать развитым критическим мышлением, способностью анализировать и критически оценивать собственную практику работы, находить проблемы в своем преподавании и искать пути их решения.
В дополнении ко всему сказанному, можно добавить еще одну форму стратегии развития критического мышления - технику «синквейн». Данную стратегию можно использовать на любой стадии урока, все зависит от того, как учитель видит развитие урока. «Синквейн» - это стих из пяти строк, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение по той или иной теме. Когда предлагается задание на составление синквейна, необходимо объяснить его структуру.
Структура синквейна:
1. Первая строка - одно слово, описывающее тему (обычно существительное).
2. Вторая строка - два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных).
3. Третья строка - три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола).
4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - одно слово (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.
Вот примеры синквейнов, составленные пятиклассниками на тему “Survivor”:
Survivor Strong, crazy Thinks, jumps, runs It’s hard and crazy Lucky
|
Survivor Courageous, brave Defends, runs, dreams I think it’s silly Alive
|
Survivor Brave, independent Tries, works, eats Survive in any case Winner
|
Survivor Brave and strong Lives, hunts, eats He is very lucky Traveler
|
Мы считаем, что синквейн способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить, также синквейн помогает обогащению лексического запаса слов, что очень важно при изучении английского языка, и выражению своего мнения об описываемой теме.
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения.
Подводя итог, скажем, что критическое мышление – это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.
Список литературы
1. Руководство для учителя, разработанное для участников курсов повышения квалификации третьего базового уровня в Казахстане совместно с Центром Педагогического мастерства, Назарбаевскими Интеллектуальными школами и Университетом Кембридж.
2. Стил, Дж. Л. Основы критического мышления. М.: Открытое общество, 1997.
3. Петричук И. И. Технология развития критического мышления при обучении английскому языку в контексте компетентностного подхода. -http://io.nios.ru/index.php?rel=33&point=11&art=1153 (29. 10. 2012)