Моделирование как основа интерактивного обучения русскому языку
Архипова Елена Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры русского языка и литературы, руководитель лаборатории лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку,
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, город Рязань
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье рассматривается методическое моделирование как важнейшая составляющая интерактивного обучения русскому языку. Моделирование в педагогике определяется как метод и как средство обучения. Автор подробно анализирует виды методического моделирования в аспекте его применения в рамках интерактивного обучения. Проводится сравнительный анализ применения моделирования как продуктивного метода обучения русскому языку как родному и как иностранному. Результаты проведенного сопоставления позволяют сделать вывод о ресурсах метода моделирования для осуществления интерактивного обучения. Показаны преимущества интерактивного обучения с использованием семантического моделирования при обучении русскому языку как иностранному. Синтаксическое моделирование предложений в рамках интерактивного обучения предоставляет широкие возможности для работы над грамматической синонимией при обучении русскому языку как родному. В статье автор делает вывод о необходимости и целесообразности использования метода моделирования в рамках интерактивного обучения с учетом целевой аудитории исходя из преимуществ метода и его особенностей при обучении русскому языку как родному и как иностранному.
Ключевые слова: лингводидактика; методика обучения русскому языку; русский язык как родной; русский язык как иностранный; метод моделирования; интерактивное обучение.
Modeling as the basis of interactive Russian-language teaching
Elena Viktorovna Arkhipova
Doctor of Education, Professor,
Professor of Chair of the Russian language and teaching methodology,
Head Laboratory of linguodidactics and innovative technologies in Russian-language teaching,
Ryazan State University named for S.A. Yesenin, Ryazan, Russian Federation
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
The article addresses methodological modeling as an essential element in interactive Russian language teaching. Educational modeling is regarded both as a method and a teaching tool. The author provides detailed analysis of methodological modeling and its types that can be applied to interactive instruction. The research also involves comparison of modeling as a productive teaching method in teaching Russian to native speakers and teaching it as a foreign language. The results of this comparative research show a definite potential of modeling as a method of interactive teaching and learning. The research demonstrates the advantages of interactive instruction when semantic modeling is used in teaching Russian as a FL. Syntactic modeling in interactive instruction also opens new possibilities in mastering grammatical synonymy by native learners of Russian. The article concludes that it is advisable and imperative, to use the modeling method within the interactive instruction framework, if the target learners’ contingent is properly considered; the advantages of this method and its specifics are clearly shown in teaching the Russian language both to native speakers and to foreigners.
Key words:linguodidactics; language training; Russian language teaching methodology; Russian as a native language; Russian as a foreign language; modeling method; interactive education.
Понятие интерактивности в обучении сегодня достаточно хорошо исследовано, обоснована его педагогическая значимость. Суть интерактивного обучения – в его диалоговости, предполагающей взаимодействие обучаемого с кем-то или с чем-то (с реальным человеком или с компьютерной программой; с учебной книгой, написанной в диалоговой форме). Заметим, что единства в определении сторон взаимодействия при интерактивном обучении среди ученых нет. Так, авторы «Нового словаря методических терминов и понятий» понимают по интерактивностью взаимодействие субъекта с компьютером, относят к интерактивным «средства обучения, построенные на использовании информационно-компьютерных технологий» [2, с. 84-85]. Между тем целый ряд исследователей выражает более широкий взгляд на понятие интерактивности, рассматривая взаимодействие субъекта с другими субъектами и шире – с окружающей средой [9, с. 4]. В работе И.Б. Череповской доказывается правомерность применения термина «интерактивность» применительно к учебным книгам на печатной основе [14]. Мы полагаем, что при рассмотрении понятия моделирования как ключевого метода в рамках интерактивного обучения целесообразно использовать именно широкий подход к понятию «интерактивность».
В основу интерактивного обучения изначально заложена коммуникация – вербальная или невербальная. Реализация интерактивного обучения требует специальной организации локального образовательного пространства. И даже если среди средств обучения не присутствует компьютер и мультимедийные средства, то вовлеченность в поиск истины на занятии, взаимодействие всех субъектов учебного процесса предполагает их способность к моделированию: моделированию ситуации, моделированию способов взаимодействия, моделированию предполагаемого результата и этапов его достижения. Наиболее освоенными методами интерактивного обучения можно считать ставшими уже традиционными эвристическую беседу, деловую игру, дискуссию, а среди относительно новых, но популярных – тренинг. Каждый из них имеет свою специфику при преподавании русского языка как родного и как иностранного.
Интерактивные методы в обучении русскому языку как родному предполагают в значительно мере диалоговость, сотрудничество обучаемого со сверстниками, с учителем в процессе поиска нового знания, а виртуальное общение (дистанционное через Интернет или диалог с обучающей программой) присутствуют в данном случае в значительно меньшей степени. Интерактивное обучение русскому языку как родному привнесло в в методическую теорию и практику преподавания за эти годы большое количество приемов активизации познавательной деятельности, в том числе основанных и на методе моделирования (синквейны в групповой работе, кейсовый метод, кластерный, проектный и др.) [11; 13]. Заметим, что метод проектов как проявление многоуровневого моделирования в ходе интерактивного взаимодействия учащихся сегодня характерен тоже в большей степени для обучения русскому языку как родному.
Технические средства обучения (например, интерактивная доска) позволяют широко использовать в современных школах моделирование учебной информации при изучении русского языка [7]. Безусловно, наличие компьютерных программ, мультимедийных учебников – веяние времени, обеспечивающее динамичность современного образования. Но интенсификация обучения русскому языку как родному достигается не за счет них, а за счет расширения интерактивности в реальной, а не виртуальной коммуникации, при моделировании проблемных ситуаций, решение которых преследует цель не только речевого, но прежде всего личностного и творческого развития. Моделирование речевых ситуаций на уроках русского языка, ролевые игры сегодня широко используются, но, как показывают практика и методические исследования, моделирование в обучении русскому языку как родному сегодня нацелено на интерактивность при использовании таких форм и методов работы, как метод проектов, исследовательская деятельность. Моделирование уроков-дискуссий, ученических конференций обеспечивает в таких случаях достижение результатов, прописанных в современных ФГОС общего образования, ‑ результатов личностных, метапредметных, предметных.
Моделирование как основа создания электронных интерактивных обучающих систем по русскому языку обосновано и реализовано прежде всего в исследованиях по РКИ. Интерактивные методы обучения русскому языку как иностранному всегда опирались прежде всего на моделирование семантическое, на создание речевых ситуаций для интенсивного формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Интерактивность при обучении РКИ реализована прежде всего за счет взаимодействия обучаемого с ИКТ. Проблемы моделирования электронных средств обучения русскому языку как родному и как иностранному рассмотрены в докторской диссертации О.И. Руденко-Моргун, которая разработала локальные электронные пособия для РКИ и для подготовки старшеклассников к итоговой аттестации [12]. Моделирование курса речевого этикета с применением компьютерных средств при изучении РКИ представлено в диссертации О.В. Каменевой [8]. Довузовская подготовка инофонов по русскому языку обеспечена средствами ИКТ в рамках исследования Л.В. Апакиной [1].
Между тем интерактивное обучения предполагает взаимодействие субъекта обучения не только с компьютером или общение в виртуальной реальности. За последнее десятилетие методы интерактивного обучения РКИ получили широкую реализацию в форме кейс-метода, кластерного подхода и др., поскольку нацелены прежде всего на развитие коммуникативной компетенции, на развитие личности обучаемого, на активизацию его познавательной и творческой деятельности. Широкие образовательные возможности использования сети Интернет, создание интерактивных компьютерных программ обучения русскому языку, где есть упражнения на моделирование различных ситуаций общения, моделирование текстов, грамматическое моделирование, а теперь и интерактивные методы взаимодействия более широкого плана, ‑ весь этот арсенал современных средств, нацеленный на интенсивное овладение русским языком как иностранным и русским как родным, позволяет реализовать коммуникативно-деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный подходы, заложенные в основу современных Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего образования на всех их уровнях.
В методике преподавания русского языка как родного интерактивность нередко связывают с учебником, построенным в диалоговом формате: задания приглашают к разговору и к совместному с автором поиску истины. Именно поэтому стали так популярны тренажеры по русскому языку, которые позволяют в интерактивном режиме не только проверить результат выполненного задания, но и оценить свою работу [4]. Так, в учебнике Т.М. Пахновой в качестве заданий предлагается диалог с текстом (такое название имеет специальный параграф, где дана памятка, содержащая вопросы, которые «полезно задавать себе», ведя диалог с текстом [10, с. 185].
Проблемы современного образования, одной из которых является обучение русскому языку в полиэтнических классах современных российских школ, требуют перестройки и модернизации методики обучения русскому языку и как родному, и как неродному (для детей-инофонов) [5; 6], и русскому как иностранному. Сегодня решение острых проблем обучения детей мигрантов в российских школах лежит, по нашему убеждению, в плоскости интерактивного обучения, и в частности, в расширении использования метода моделирования на всех его уровнях – семантическом, лексическом, грамматическом, текстовом [3].
Список литературы
1. Апакина Л.В. Моделирование коммуникативно-творческой самостоятельности инофонов в электронной среде: уровень А1-А2: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2011. – 21 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. — 448 с.
3. Архипова Е.В. Лингвистические модели и принцип моделирования при обучении русскому языку в полиэтнической среде // Функциональная лингвистика: сб. науч. работ / КРИППО; науч. ред. А.Н. Рудяков. - № 5. - Симферополь, 2013. ‑ С. 15-17.
4. Архипова Е.В. Лингвистический тренажер по русскому языку: правила, алгоритмы, тесты. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. ‑ 160 с.
5. Архипова Е.В., Фетисова Е.Я. О проблемах преподавания русского языка в школах с полиэтническим составом учащихся: региональный аспект // Психолого-педагогический поиск. – 2013. - № 4. ‑ С. 91-97.
6. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Изд-во РУДН, 2007.
7. Иванова Е.А. Электронная интерактивная таблица как инновационное средство моделирования учебной информации в школьном курсе русского языка: дисс. ... канд. пед. наук. - Москва, 2008. - 195 с.
8. Каменева О.В. Моделирование курса речевого этикета для школьников с использованием компьютерных средств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2012. – 22 с.
9. Ковалева А.В. Интерактивные педагогические технологии при обучении иностранных учащихся лексике русского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2015. – 24 с.
10. Пахнова Т.М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 кл. Базовый уровень: учебник / Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2013. – 318 с.
11. Прошина Е.Ю. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения: 5-6 классы: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 21 с.
12. Руденко-Моргун О.И. Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2006. – 44 с.
13. Ходякова Л.А. Активизация речевой деятельности школьников средствами живописи и музыки [Текст] / Л. А. Ходякова, И. К. Геро // Русский язык в школе. – 2013. – № 11. – С. 3‑7.
14. Череповская И.Б. Учебное пособие интерактивного типа для краткосрочных курсов РКИ: Продвинутый этап обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2005. - 19 с.