• ban1
  • ban10
  • ban2
  • ban3
  • ban4
  • ban5
  • ban6
  • ban7
  • ban8
  • ban9

Медиадидактика в обучении РКН

Теоретико-методологического и методического обоснование концепции мобильного обучения

Основные тенденции развития образования связаны с повышением качества образования, компьютеризацией, диверсификацией, индивидуализацией, непрерывностью, многоуровневостью, мобильностью, интенсификацией образования. Развитие образования обостряет существующие проблемы образования: доступность, качество, эффективность. Проблемы характеризуются наличием противоречий, барьеров развития; потребностью преодоления, предмета особого внимания, необходимостью решения, осмысления непонимания. К современным проблемам образования относят вопросы методологии и организации современного образования. Методология современного образования неразрывно связана с целью и механизмом образования, которые реализуются через технологии образования. Идет поиск новых форм, появляется новая форма образования – мобильное обучение как часть открытого дистанционного образования (ОДО), которое выполняет интегрирующую роль в XXI веке.

Развитие информационных технологий создало условия для реализации единой информационно-образовательной среды, доступ к которой может быть реализован в любое время и в любом месте. На наших глазах зарождается мобильное образование, как часть ОДО, такое образование использует в качестве средств обучения мобильные беспроводные устройства (сотовые телефоны, коммуникаторы, смартфоны, карманные персональные компьютеры, планшетные компьютеры, ноутбуки с устройствами беспроводного доступа), темпы распространения таких устройств растут очень интенсивно.

В ходе эволюции педагогических технологий осуществляется переход от компьютерных учебников через сетевые образовательные ресурсы к мобильному обучению языкам [5, С. 103-106]. Изучение методологии мобильного обучения (МО) [4, С. 304] становится отправной точкой для дальнейших исследований [3, С. 254]. Исходя из проведенного нами анализа эволюции электронного обучения, представления понятийного аппарата методологии МО полагаем, что появление новых технологий открытого дистанционного образования (ОДО) в виде МО объективно. В настоящее время методология МО находится в стадии развития вместе с развитием образовательных систем, принципов, методов, средств, форм и технологий обучения; одновременно изменяются методы, нормы, критерии научного познания.

Б. Баннистер [1, С. 52-56] утверждает, что развитие мобильных мультимедийных услуг, мобильного Интернета, широковещательной мобильной связи способствует мобильному обучению. Ученые обсуждают перспективы МО, выделяя составляющие гибкого обучения, к которому относят дистанционное обучение, включающее on-line, мобильное и дистанционное обучение.

В отдельных работах исследуются перспективы и возможности мобильного обучения. А.А. Андреев, В.И. Солдаткин [8, С. 792] анализируют применение мобильных портативных персональных компьютеров (МППК) в системе дистанционного обучения, вводят классификацию МППК, включающую специализированные (интегральные обучающие системы, текстовые плейеры, калькуляторы, электронные блокноты) и универсальные устройства (сетевые и несетевые).

И. Бескровный [2, С. 25-31] подчеркивает, что основой для внедрения МО является убеждение в том, что этот процесс соответствует современному этапу развития общества и экономики. Если в 1990-е годы обучение было проблемно-сфокусированным, то сейчас на Западе говорят о контекстуальном, неформальном и непрерывном обучении. И. Бескровный приводит основные характеристики современного обучения: ориентированность на обучаемого, индивидуальность, коллаборативность, ситуационность, непрерывность, доступность; новые технологии также ориентированы на учащегося, персонифицированы, мобильны, надежны и доступны.

А.А. Федосеев, А.В. Тимофеев [9], рассматривая мобильные технологии в образовании, отмечают, что возможностей современных коммуникационных устройств вполне достаточно для полноценной мобильной работы в различных профессиональных областях – бизнесе, науке и образовании; они подчеркивают, что перспективным представляется использование современных мобильных устройств в рамках технологий дистанционного обучения, заметив, что использование коммуникаторов для изучения учебного материала затруднено из-за малых размеров экрана, но и здесь возможно применение специальных устройств вывода информации в виде очков, которые позволяют достичь высоких разрешений. Мобильные устройства обеспечивают взаимодействие участников учебного процесса с различной степенью интерактивности и управление учебным процессом.

В ходе теоретического экспериментального исследования и практической работы были получены следующие результаты.

1. Анализ показал, что развитие электронного обучения обусловлено значительными изменениями на рынке труда, возрастанием требований к персоналу, внедрением информационных технологий в деятельность специалистов. Электронное обучение способствует совершенствованию информационно-коммуникационных технологий; формированию информационного общества; развитию мобильного обучения, т.е. обучения с помощью мобильных устройств, обучения в любое время и в любом месте; появление понятия«мобильная обучение»; формированию гибкого обучения на основе новых возможностей мобильных телекоммуникационных услуг по доставке учебных текстов, графических материалов и проведению видеоконференций. Анализ показывает, что в мире широко обсуждаются место и роль мобильных образовательных технологий, а также теория и практика применения мобильных устройств в обучении. В России подобные разработки находятся только на стадии апробации в отдельных вузах, где накапливаются опыт и методы новой педагогики. МО является составной частью ОДО, использует технологии традиционного обучения с учетом специфики открытого дистанционного образования. Методы МО позволяют адаптировать технологии обучения под возможности студентов, делают обучение более удобным для обучаемых, содержат качественно новые возможности его организации. Мобильное обучение придает новое качество обучению, наиболее полно отражает тенденции в образовании современного человека, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени; является новым инструментарием в формировании человека информационного общества, в котором создается новая среда обучения, не зависимая от места и времени. Установлено, что в области МО как компонента электронного обучения получили наибольшее применение компьютерные (электронные) учебники, электронные книги, мобильные учебники в качестве мобильного контента. Развиваются системы мобильного тестирования. Появляются мобильные образовательные игры и симуляторы. Рост числа карманных персональных компьютеров, смартфонов, коммуникаторов, ультрапортативных бюджетных ноутбуков, а также других беспроводных устройств объективно ведет к использованию мобильного контента в обучении. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что формы традиционного обучения имеют место в системе дистанционного обучения, могут быть реализованы в технологиях дистанционного обучения (кейс-технологии, сетевой и телекоммуникационной технологиях), в контактном и в неконтактном периодах, однако обладают определенной спецификой.

2. Сформулированы принципы МО. Отмечено, что под влиянием современной дидактики происходят изменения в содержании основных принципов обучения, что проявляется при дистанционной форме обучения, в электронном, МО. Принципы традиционного обучения в условиях ОДО дополняются новыми (принцип свободного доступа, дистанционности обучения и др.).

Реализация новых принципов влечет качественные изменения во всех элементах педагогической системы: в основу содержания образования закладываются профессиональные задачи, меняются характер знания, требования к уровню подготовки преподавателей, а также тип деятельности преподавателя и студента. Наиболее существенными принципами МО являются непрерывность и адаптивность, индивидуализация процесса обучения; контекстуальность обучения; доступность; поддержка управления временем и обучением; гибкое взаимодействие преподавателя с обучаемыми. При этом в МО определяющим становится принцип самообразования. В связи с этим передача информации происходит от одного к другому, от одного ко многим, от многих к многим, что неизбежно ведет к изменению роли преподавателя в мобильном обучении. В качестве педагогических критериев МО предлагаются элементы мобильности; свойства технической поддержки мобильных работников; использование карманных персональных компьютеров и других мобильных устройств. В качестве технических критериев МО предлагаются простота использования; типы мобильного взаимодействия; инструментарий обучения. По мере развития коммуникационных возможностей мобильных устройств продолжается развитие и пополнение содержания дидактических принципов обучения.

3. Выявлено, что автоматизация и компьютеризация обучения изменяют методы обучения. Традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические) в электронном и мобильном обучении используются в рамках специфических сервисов информационно-образовательной среды (электронная почта, форумы, блоги, чаты, веб-сайты, личные кабинеты и др.) на основе форматов представления информации (гипертекст, гипермедиа, аудио- и видеофрагменты, интерактивные компоненты, инструментарий виртуального практикума и удаленной лаборатории, компьютерные тренажеры, интерактивные тесты). МО предоставляет возможность для реализации личност- но ориентированного подхода на основе индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуализация обучения уже заложена в основу ОДО, следовательно, и в МО каждый обучаемый двигается по своей индивидуальной траектории.

Дифференциация в МО реализуется при организации учебного процесса и самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. МО позволяет организовать высокую степень интерактивности между преподавателем и обучаемым, обеспечить эффективную обратную связь посредством мобильных устройств, увеличить долю обучения в сотрудничестве и в рабочих группах.

4. Анализ показал, что квалиметрический подход к содержанию образования позволяет оценить содержание учебных материалов. Для проведения экспертной оценки содержания необходимо иметь в качестве экспертов не менее восьми представителей науки и образования. Статистическая обработка результатов экспертной оценки позволяет выделить ядро содержания учебного материала в виде совокупности базовых тем. Компонентом обучения становится система комплексных показателей качества знаний. На примере интегрированного курса «Электромагнитная экология» показан вариант реализации такой системы в виде рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения. Такая технология обладает рядом преимуществ, способствующих повышению качества обучения.

На основе квалиметрического подхода предлагается реализовать метод наращиваемого ядра, который реализует полимодальное восприятие информации; использует организационные, логические, технические и методические приемы; выделяет ядро предметной области с использованием методики экспертной оценки как составной части квалиметрического подхода; осуществляет оценку первоначальной компетентности, строит индивидуальную траекторию обучения; организует процесс обучения по плану с оценкой достигнутого результата обучения. Применение метода наращиваемого ядра позволит увеличить объем усвоенной учебной информации.

Сформулировано следующее определение: «Мобильный учебник – это электронная обучающая система, предназначенная для использования на беспроводных устройствах, позволяющая изучать теоретический материал в текстовом и графическом виде, просматривать (прослушивать) аудиовизуальные компоненты; выполнять функцию входного, текущего и итогового контроля знаний; осуществлять общение с преподавателем и другими обучаемыми; формировать профессиональные навыки и умения; предоставлять возможность доступа к информационным ресурсам в любое время и в любом месте».

На базе исследований обобщена и систематизирована классификация средств МО, в которой выделены средства для изучения мобильного контента; мобильного общения; мобильного контроля знаний; формирования профессиональных навыков и умений; поддержки МО. Предложена типизация средств для изучения мобильного контента: мобильные учебники, электронные книги, системы тестирования, мобильные словари и переводчики, мобильное телевидение и мобильная экскурсия. С учетом особенностей технической реализации проанализированы формы электронного обучения. Выделены специфические формы МО: а) формы изучения учебного материала – структурированный текст, видеолекция, компьютерная презентация; б) формы общения – чат, форум, е-mail, обмен файлами, видеоконференция, вебинар; в) формы контроля – тестирование, опросы в форуме и чате, подготовка отчетов по проектам и исследованиям; г) формы выполнения практических заданий – тренинг, групповой проект, исследование.

5. Рассмотрены научно-методические основы применения средств МО. Систематизированы и обобщены технологии МО как компоненты ОДО. Подчеркнуто, что сегмент мобильных технологий в ОДО направлен на реализацию индивидуального обучения с помощью портативных переносных устройств. Необходимо использовать преимущества МО: повышение интереса к обучению у сотрудников, активно использующих мобильные устройства; экономия средств и времени по сравнению с обычным и он-лайн-обучением в офисе; ускорение рабочих процессов; постоянное повышение квалификации, позволяющее улучшать качество работы. Развитие средств МО заставляет по-новому взглянуть на технологии реализации мобильного обучения. МО использует технологии представления и изучения учебного материала; мобильного общения и контроля знаний; формирования профессиональных навыков и умений; поддержки мобильного обучения. В качестве педагогического инструментария в МО используются интерактив, моделинг, мультимедиа, коммуникативность, производительность.

6. Процесс формирования МО является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. МО находится на стадии внедрения, апробации. Перспектива использования технологий МО представляется в виде оптимального сочетания традиционных и инновационных способов реализации учебного процесса. Использование МО в современных образовательных средах позволяет обеспечить высокий уровень адаптивности, интерактивности обучаемых; снять пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками информации; реализовать дидактическую систему интерактивного самообучения.

Таким образом, нами проанализировано становление и развитие электронного обучения, представлен понятийный аппарат методологии МО; выявлена, показана объективность появления новых технологий ОДО в виде МО. Отмечено, что в настоящее время методология МО находится в стадии развития; она развивается вместе с развитием образовательных систем, принципов, методов, средств, форм и технологий обучения; одновременно изменяются методы, нормы, критерии научного познания.

Становится очевидным, что российские исследователи и педагоги-практики должны постоянно заниматься поиском наиболее совершенных и современных технологий обучения, внедрением таких технологий в процесс образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1]     Баннистер, Б. Реальный масштаб времени - это текущий момент / Б. Баннистер // Мобильные системы. 2006. № 2.

[2]     Бескровный, И. Homo Mobiles: шаг в сторону матрицы / И. Бескровный // E-Learning World. 2004. № 4.

[3]     Куклев, В.А. Методология мобильного обучения / В.А. Куклев. Ульяновск: УлГТУ, 2006.

[4]     Куклев, В.А. Моделирование содержания интегрированных курсов в высших учебных заведениях телекоммуникационного профиля (на материале курса «Электромагнитная экология»): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.А. Куклев; УлГУ. Ульяновск; 2002.

[5]     Куклев, В. А. Опыт разработки и применения электронных образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию / В.А. Куклев // Информатика и образование. 2006. № 2.

[6]     Куклев, В.А. Мобильная информационно-справочная система//Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы IV Всерос­сийской науч.-практ. конф. 3.10.-6.10.2007. – М.: / В.А. Куклев. – М.: Рособразование, 2007.

[7]     Куклев, В.А. Мобильное обучение завтра? Уже сегодня / В.А. Куклев // Университетская книга. – 2007. – № 3.

[8]     Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / отв. ред. В.И. Солдаткин. М.: Высш. шк., 2003.

[9]     Федосеев, А. А. Мобильные технологии в образовании / А.А. Федосеев, А.В. Тимофеев // Труды XII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2005». Санкт-Петербург, 6 - 9 июня 2005 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tm.ifmo.ru.

Мы находимся

Контакты

117198 г. Москва

ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наши проекты в сети

testrf.ru 

schoolrus.ru

dis-sovet.ru

langrus24.ru

Статистика

4.png9.png3.png6.png8.png8.png

28.05.2018 02:07