• ban1
  • ban10
  • ban2
  • ban3
  • ban4
  • ban5
  • ban6
  • ban7
  • ban8
  • ban9

Медиадидактика в обучении РКН

Компьютерные технологии в межкультурном образовательном пространстве: за и против

Последние десятилетия компьютерные технологии стали развиваться беспрецедентно быстрыми темпами. Сегодня многим трудно представить свою повседневную жизнь без передовых технологий, которые стали доступны нам благодаря компьютеру. Мы используем Интернет и его международные базы данных, обмениваемся фалами в сети, общаемся при помощи сетевых программ Skype, пишем короткие сообщения в ICQ, передаем любую текстовую, аудио, видео информацию. Благодаря глобальной сети Интернет стало возможным общение людей, находящихся на разных концах света, в режиме реального времени. Все больше бизнесменов стали проводить видеоконференции, которые экономят время и являются гораздо эффективнее и доступнее.

Компьютерные технологии проникли практически во все сферы жизнедеятельности человека. В образовательной системе они также стали использоваться довольно активно. «Нет сомнений в том, что компьютеры и Интернет быстро внедряются и занимают важное место в преподавании вообще и преподавании иностранных языков в частности» [1; с.239] Вполне закономерно, что использование компьютера в учебных целях вызывает споры ученых, методистов и преподавателей-практиков.

Использования компьютерных программ и Интернет-ресурсов имеет ряд достоинств и недостатков. Прежде всего, необходимо помнить, что компьютер – это источник повышенного излучения, которое ухудшает зрение человека. Особенно он вреден для несформировавшегося детского организма, так что учащимся начальных классов лучше избегать работы на компьютере. Остальным же рекомендуется работать не более 45 минут после которых полезно сделать зарядку для глаз.

Еще одной проблемой использований Интернета является то, что при отсутствии четкой организации работы в сети учащийся рискует «заблудиться», попавшись на удочку многочисленных ссылок. Он может увлечься несущественной информацией, которая может увести его очень далеко от поставленных целей и задач. Интернет затягивает и далеко не каждый взрослый человек, а тем более ребенок, может не поддаться соблазнам всемирной паутины.

Таким образом, задания с использованием Интернета нередко приводят к потере времени. Из-за этого использование сетевых ресурсов на уроке оказывается малоэффективным, а в домашней работе обращение к Интернету часто заканчивается бесцельным блужданием по сети.

Кроме того, в последнее время в Интернете появилось большое количество непроверенной информации. Достоверность данных, полученных из сети, чаще всего никем и ничем не подтверждена. Часто на сайтах встречаются фактические ошибки, еще чаще – орфографические. На начальном этапе, при первом знакомстве с явлением учащийся воспринимает эту некорректную информацию как истинную, у него формируется неправильное представление об изучаемом явлении.

Губительным является влияние молодежного компьютерного сленга, так называемого «албанского языка», когда в чатах и коротких сетевых переписках используются такие слова, как «привед», «медвед», «што», «мыцца»  То, что в сети позиционируется как некая игра, шутка, на самом деле имеет печальные последствия, т.к. такая орфография переносится из виртуального общения в реальный мир и преподаватель вынужден принимать специальные меры для предотвращения такого негативного влияния.

Компьютер не в коей мере не может заменить преподавателя. Он не может корректировать фонетические ошибки, интонацию, не учитывает индивидуальные психофизические особенности учащегося и те может предвидеть трудности, которые могут возникнуть при изучении иностранного языка. Компьютер дает широкие возможности для творческой самореализации, но проверить творческие работы (сочинения, эссе, изложения, ответы на вопросы и т.п.) ему не под силу. Кроме того, компьютер никогда не заменит живого общения. Аудиовизуальный контакт посредствам Интернет технологий в любом случае во многом уступает «живому» общению, когда можно посмотреть в глаза собеседнику,   взять его за руку, похлопать по плечу и т.п. При общении с глазу на глаз человек получает большее эмоциональное удовлетворение, чем от разговора с экраном монитора.

Тем не менее, при правильной организации работы использование компьютерных технологий имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными технологиями обучения. Прежде всего, Интернет дает возможность быстро и легко найти практически любую информацию. Электронные библиотеки позволяют познакомиться с художественной литературой, научно-популярными произведениями, публикациями в журналах, научными статьями, учебниками, монографиями. Преимущество заключается еще и в том, что Интернет объединяет в себе информацию и опыт всего мира.

Задания, выполняемые с использованием компьютера, могут быть полезны и эффективны при отработке грамматических правил, при работе с лексикой, при выполнении контрольных заданий. Наиболее распространены тестовые задания, где учащийся может выбрать один или несколько вариантов ответов, соотнести элементы, дописать слово или окончание, вписать букву, расставить события в хронологической последовательности и т.п. Неоправданным является чтение больших текстовых фрагментов в электронном виде, что негативно влияет на зрение учащегося и не имеет никаких методических преимуществ по сравнению с классическим чтением книги.

Интернет позволяет на практике использовать полученные знания, умения и навыки. Преподавателям иностранного языка особенно важно то, что при помощи сети учащийся может в режиме реального времени общаться с носителем языка, устанавливать и поддерживать межкультурные контакты с людьми, находящимися в других странах. Такое общение помогает преодолеть языковой барьер и является весьма полезной и эффективной языковой практикой, кроме того, оно делает людей ближе, опровергает многие стереотипы, стирает границы и расстояния.

Еще одна заслуга развития компьютерных технологий – возникновение дистанционного образования – сравнительно новой формы обучения изначально появившейся в Англии в виде системы «открытых университетов». Сейчас дистанционное образование становится все популярнее. Это вызвано прежде всего тем, что из-за постоянных изменениях в экономике все больше взрослых людей хотят пройти переподготовку, получить второе образование или вынуждены совмещать учебу и работу. При этом, дистанционное образование оказывается на много дешевле, чем классическое обучение в вузе. Так в Англии стандартное обучение стоит 3000 фунтов стерлингов, а дистанционное – в 10 раз дешевле – всего 300. [2; с.267]

Сеть учреждений дистанционного образования достаточно широка, и любой может выбрать специальность по своему вкусу. При этом у учащегося нет необходимости посещать занятия. Студенты получают все программы, материалы, учебники, учебные пособия и методические рекомендации по сети в виде специальных обучающих писем.

Каждое письмо помимо обучающего материала содержит упражнения, задания на повторение изученного материала и на закрепление, более глубокое понимание и обобщение нового, а также словарь новых терминов, список полезных ссылок и рекомендуемую для изучения литературу. Как показывает практика, этих материалов вполне достаточно для овладения курсом, но Интернет дает возможность использовать дополнительную информацию: в сети выложены законодательные акты и их комментарии, журналы и другие периодические издания по специальности, учащийся может посмотреть видеоролик с записью заседания суда, хирургической операции и т.п.

Тем не менее, дистанционное образование невозможно без активного участия преподавателя. На его плечи ложится методическая разработка курса, организация образовательного процесса. Преподаватель проводит интерактивные занятия, во время которых он может использовать различные Интернет технологии. На их базе возможны различные формы работы со студентами, некоторые из которых являются уникальными и абсолютно невозможными в традиционной аудитории. Так, преподаватель может проводить:

- обучающие деловые игры, одновременно активно вовлекая в них десятки студентов;

- интерактивные семинары;

- он-лайн конференции;

- круглые столы;

- уникальные опыты;

- лабораторные работы и практикумы;

-  просмотры учебных фильмов;

- он-лайн экскурсии в музеи, на выставки и т.п.

Неизменным остается и необходимость контроля знаний учащихся. Экзамены, как правило проходят несколько раз в год, их время и место оговаривается отдельно с учетом пожеланий экзаменуемых. К экзаменам допускаются лишь те, кто успешно прошел весь курс и удовлетворительно выполнил все обучающие задания.

Дистанционное образование позволяет получить образование в любом уголке мира, общаться с ведущими учеными в той или иной области знаний. Такой подход позволяет связать образовательные системы различных стран, поднять их на качественно новый уровень, соответствующий общеевропейским стандартам образования. Не вызывает сомнений, что всестороннее и полноценное использование преимуществ сетевого обучения способствует сближению народов и росту взаимного интереса, отвечающего постоянно растущим потребностям «информационного» общества. Результатом этого многогранного и сложного процесса должна стать глобализация образования, как высшая форма освоения всех лучших достижений педагогической науки и практики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.        Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Рус. яз. Курсы, 2002. – 256 с.

2.Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006. – 336 с.

3.Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации: Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – 512 с.

4.Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304с.

5.Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И.Щеглов. – М.: «Академия», 2007. – 240 с.

6.Бондырева С.К. Толерантность (введение в прблему) – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. – 240 с.

 

The interaction of cultures in the sphere of education: from theory to practice

Anna Vladimirovna Rogova, Andrey Dmitrievich Fedorenkov

117198 Moscow, Str. Mikluho-Maklaya, b. 6

 

The article deals with the problems of using modern computer technologies in the sphere of teaching of foreign languages in policultural society. The author analyses the /// of using Internet programs and the properties of developing computer technologies in education.

Контакты

117198 г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

  • декан:    +7 (499) 936 86 26
  • деканат:  +7 (499) 936 86 49   
  •                  +7 (499) 433 06 00 

Email: dekan-fpk@yandex.ru

Написать нам

Наши проекты в сети

testrf.ru

dis-sovet.ru

langrus24.ru

Наши проекты в соцсетях

twitter.com/fpkRUDN

Статистика

5.png5.png3.png9.png8.png0.png

18.08.2018 17:47