• ban1
  • ban10
  • ban2
  • ban3
  • ban4
  • ban5
  • ban6
  • ban7
  • ban8
  • ban9

Современные технологии

Электронное обучение и его роль в образовании без границ

Балыхина Татьяна Михайловна

доктор педагогических наук, профессор,  академик Международной академии наук педагогического образования, академик Международной академии наук высшей школы, член Нью-Йоркской Академии наук,  член-корреспондент РАЕ.

Декан ФПКП РКИ РУДН

(статья написана в соавторстве с М.Г. Балыхиным, кандидатом экономических наук, проректором Московского государственного университета дизайна и технологий)

В ряду факторов, определяющих развитие системы высшего образования в мире и приоритеты международного рынка образовательных услуг, ключевое место занимают процессы глобализации, либерализации, интернационализации, связанные в свою очередь с транснационализацией высшего образования и значительными изменениями в образовательной индустрии.

Транснациональное высшее образование и его роль в управлении процессами глобализации. Транснациональное высшее образование связано с либерализацией, автономизацией деятельности вузов, т. е. предоставлением последним широких полномочий в выборе стратегий развития и свобод в финансовой, образовательной областях, стратегиях международного сотрудничества. Большинством исследователей (см., к примеру, Чистохвалов, 2008, с.12) под транснациональным образованием понимается образование, получаемое в одной стране в рамках вуза другой страны, поставляемое, как правило, в нескольких формах: франчайзинг (franchise), создание кампусов (branchcampus), оффшорных и международных институтов, объединения программ, дистанционного обучения посредством Internet(образование в режиме on-line), обучения в корпорациях.

Транснациональное образование пересекает границы национальных образовательных систем, функционирует параллельно системе высшего образования другой страны, активно применяя в этих целях достижения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Гордон Драйден и Джанет Вос (2003, с.19 ) считают, что мы являемся свидетелями и участниками новейшей в истории революции, суть которой заключается в рождении всемирной сети обучения. Вместе с тем революция в обучении связана с рядом противоречий.

С одной стороны, революция средств коммуникации меняет образ жизни, мышления, общения, методы достижения благосостояния людей; с другой, как известно, не более одного человека из пяти, даже в развитых странах, знают, как воспользоваться лавинообразным потоком информации.

С одной стороны, более 533 млн. человек пользуются сейчас мгновенным доступом в Internet и, по прогнозам, к 2014 году число пользователей Internet увеличится до 2 млрд.. (www. Etforecasts, com., 2007); при этом передовая поисковая система Google способна просмотреть за полсекунды 3 млрд. веб-страниц в поисках информации, дающей ответ на конкретные вопросы учащихся, т.е. отвечает ежесекундно на 1800 запросов, ежедневно – на 150 млн., ежегодно – на 64 млрд. на 72 языках; с другой стороны, 3 млрд. людей никогда не звонили по телефону.

С одной стороны, в среднем в мире каждый год тратится 781 млрд. долл. на оборону, с другой – только 80 млрд. долл. идут на нужды бесплатного образования, а 59 млн. учителей ежедневно работают лишь с несколькими десятками обучающихся, не реализуя в нужной мере свой педагогический потенциал. Низкая эффективность обучения проявляется в том, что, несмотря на заявленный и научно обоснованный личностно-ориентированный, индивидуальный подход к обучению, система образования

- не может все еще эффективно распознать стили обучения, чтобы обратиться непосредственно к каждому учащемуся,

- не способна преодолеть межкультурные и межэтнические барьеры,

- отказаться от лекционной системы,

- перейти к интерактивным методам обучения, учитывая нужды и перспективы будущей практической деятельности обучающихся.

Парадоксальность современной ситуации в образовании заключается также в том, что впервые за всю историю человечества учащиеся знают о новейших технологиях больше, чем основная масса взрослых, педагогов, и умеют применять эти знания в учебных целях. Сегодня требуется обеспечить такую систему образования, в которой каждый желающий сможет стать самостоятельным менеджером своего будущего. Однако образование до сих пор напоминает устаревшие промышленные методы производства: стандартная конвеерная программа обучения, разделенная по предметам, передаваемая блоками, разбитая на классы, этапы, уровни и контролируемая с помощью стандартизированных тестов.

Традиционная система образования трудно справляется с новыми реалиями. Рынок же международных образовательных услуг, безусловно, предъявляет ей новые требования. Эти требования связаны, прежде всего, с отказом от поточной системы, где все идут в ногу; с развитием самонаправляемого обучения, основанного а) на современных принципах когнитивной науки и б) на естественном стремлении к обучению.

Изменения в обучении в международном масштабе зависят от изменяющегося характера профессиональной деятельности человека. Интересны в этой связи впечатляющие данные, которые приводятся в книге «Эпоха абсурда» ее автором, британским педагогом, журналистом, бизнес-консультантом Чарльзом Хенди (1989). Ч. Хенди отмечает, что человек работает в среднем чуть больше 100 000 часов за жизнь, т.е. 47 часов в неделю, 47 недель в году в течение 47 лет, начиная свою трудовую деятельность в 18 лет (если считать, что средняя продолжительность жизни, к примеру, мужчин составляет не менее 70 лет, т.е. 600 000 часов, при этом на сон тратится около 200 000 часов). По его прогнозам, в скором будущем – благодаря информационно-коммуникационным технологиям – работа за деньги будет отнимать 50 000 часов. Таким образом, более 350 000 часов человек сможет посвятить удобным и необходимым для него занятиям, потратив их на образование, отдых, путешествия, хобби и т.д. Согласно прогнозам Ч. Хенди, недалеко то время, когда на постоянной работе в течение полного рабочего дня в компаниях привычного для нас стиля будет задействовано меньшинство работоспособного населения. Как правило, это будут высококвалифицированные люди, возможно, начинающие свою карьеру не раньше 25-летнего возраста – после получения высшего образования и окончания аспирантуры; они возьмут на себя важнейшую управленческую часть работы. Остальные будут работать в трех различных категориях.

Первая категория будет включать в себя проектные группы: людей, объединяющихся для работы над отдельными проектами часто на непродолжительное время. Вполне возможно, что такой подход станет доминирующим в области высокооплачиваемой работы в течение грядущего десятилетия, а предъявляемые таким специалистам требования поставят перед системой образования весьма серьезные задачи. В школах, вузах процесс обучения будет неизбежно приближаться к реальному профессиональному процессу, в его основе окажутся реальные проблемы, которые должны быть решены, или реальные задания, которые должны быть выполнены. Все это будет делаться в группах, состоящих из людей разного возраста и различных способностей.

Во второй категории будут частично занятые или сезонные работники: те, кто работает два-три дня в неделю в супермаркетах, или в выходные дни, или летом, например, в туристическом бизнесе. Это будет один из вариантов работы для неквалифицированных или малоквалифицированных работников. Тех, кто занимают эти рабочие места, уже сейчас относят к «новым беднякам»: низкооплачиваемые кассиры, работники, занятые часть рабочего дня в сфере быстрого питания в «часы пик» и другие.

В третью категорию войдут те, кто работает индивидуально или занят в семейном бизнесе, часто просто делая то, что нравится. Новая всемирная информационная сеть, по сути, позволит опытным людям, в какой бы стране они ни жили, продавать выпускаемую ими продукцию или услуги кому угодно, а также использовать базы данных при поиске клиентов или услуг. Семьи смогут использовать такие возможности, чтобы обмениваться между собой всем, чем угодно: от домов на время отпуска до идей. Появится также возможность выбирать для себя квалифицированных преподавателей, практически не выходя из дома.

Качественное практико-ориентированное образование становится ключевой проблемой, чрезвычайно важной для формирования альтернативного будущего. Уже сейчас две трети новых рабочих мест в США относятся к высокопрофессиональным областям и управленческой сфере. В Германии к 2010 г. только 10% рабочих мест были доступны для неквалифицированных рабочих - по сравнению с 35% в 1976 г.

Приведенные данные находят подтверждение в известной книге Джемери Рифкин «Конец работы», в которой автор пишет: «Наступил век информации. В течение ближайших лет более изощренные и сложные технологии программного обеспечения еще больше приблизят человечество к миру, где почти не будет работы в привычном понимании этого слова. В сельском хозяйстве, производстве и сфере услуг машины быстро замещают человеческий труд и обещают нам экономику почти исключительно автоматического производства уже в середине ХХI в. Повсеместная замена рабочих машинами заставит человечество переосмыслить роль людей в общественных процессах».

Дон Тэпскотт в исследовании, вышедшем под его редакцией («BlutprinttotheDigitalEconomy, 1998), отмечает, что ИКТ, положившие начало новой цифровой экономике, могут создать двухъярусное общество, различия в котором будут существовать между теми, кто владеет информацией, и теми, кто ею не владеет: иными словами, между теми, кто может общаться с миром, и теми, кто не может. Д.Тэпскотт предостерегает от «информационного апартеида», при котором люди, не владеющие информацией, лишаются знаний и благополучного будущего.

Скрытым резервом для будущего образования может стать поколение «тех, кому за 60», поскольку коренные изменения происходят не только в экономике, но и в демографической ситуации: наиболее важная тенденция, особенно характерная для развитых стран, – быстрое старение населения. Это позволяет аналитикам прийти к выводу о том, что к 2014 г. в мире будет насчитываться более 1 млрд. людей в возрасте старше 60 лет. Представители так называемой «третьей возрастной группы» в эпоху ИКТ могут по-новому оценить понятие ухода на пенсию, в чем им должно помочь образование без границ, позволяющее полноценнее использовать интеллектуальный потенциал личности. Вместе с тем ожидания и прогнозы могут адекватно реализоваться в случае приложения достаточных усилий на развитие новых методов в образовании и обучении. С ними связано будущее и ориентиры международного рынка образовательных услуг.

Содержательно-функциональная характеристика электронного обучения. Внедрение электронного обучения требует не только интеграции педагогических или технологических подходов в стратегию вузов, но и предоставление услуг, способствующих этой интеграции. В европейских университетах формируется концепция коллектива, где знания, вклад и успехи одного становятся доступными для всех. Если подобная концепция материализуется, можно представить себе оживленную сеть университетов по всей Европе, которая постоянно будет пополняться новостями о том, где можно получить профессиональную помощь. В этой связи необходимым представляется рассмотрение типов, видов электронного обучения.

Термин электронное обучение нами понимается двояко: а) как обучение при помощи информационно-телекоммуникационных технологий; б) как использование новых мультимедийных технологий и Интернета для улучшения качества обучения путем обеспечения доступа к ресурсам и услугам, к удаленному обмену данными и сотрудничеству. В зависимости от цели, мотива, условий электронное обучение базируется на различных инструментах и технология и может использоваться как:

- самообучение;

- управляемое обучение;

- обучение, направляемое инструктором;

- встроенное обучение;

- теленаставничество и дистанционная подготовка.

Цель 1) электронного самообучения, управляемого учащимся, заключается в передаче высокоэффективных знаний независимым учащимся (тем, кто желает получить образование на своих собственных условиях). Такой вид иногда называется автономным или самоуправляемым обучением. Содержание курса может включать мультимедийные презентации, web-страницы, другую интерактивную обучающую информацию. При этом все инструкции по самообучению даются в материалах курса, так как самообучающийся лишен возможности прояснить сложные моменты у инструктора, попросить о «помощи». Вместе с тем самообучение ограничивает возможности взаимодействия, обмена идеями и т.д .

2) Управляемые курсы электронного обучения, так же как и курсы самообучения, основываются на вебсодержимом, используются средства совместной работы, присущие курсам, поддерживаемым инструктором. Они ориентированы на учащихся, которые имеют возможность соблюдать строгое расписание занятий, желают обучаться, взаимодействуя, дискутируя с другими учащимися, общаться с ведущим (facilitator). Задания при таком типе электронного обучения «вывешиваются» в дискуссионном форуме, где обучающийся может разместить и выполненную домашнюю работу. В этой системе ведущий, в отличие от инструктора, не руководит образовательными событиями напрямую и не пытается управлять учащимися. Вместе с тем он «всегда под рукой»: отвечает на вопросы учащихся, помогает решать проблемы, может оценивать выполненное задание.

Еще одним типом электронных курсов является 3)электронное обучение, управляемое инструктором. В этом случае активно используются web-технологии для управления традиционными занятиями - но для удаленных учащихся, разнообразные технологии работы в режиме реального времени, такие как проведение видео- и аудиоконференций, чаты, опросы, белые доски. Инструктор обычно демонстрирует слайды и руководит показом дополнительного материала (эти презентации пересылаются с помощью поточного медиа, сопровождаются голосом инструктора, возможно, и его видеоизображением. Учащиеся могут использовать видеоплеер для просмотра презентации, задавать вопросы, печатая их в окне чата или посылая по электронной почте.

4) Встроенные (внедренные) курсы – еще один тип электронного обучения, предоставляющий подготовку по требованию: они обычно внедряются в компьютерные программы, файлы справочной системы, web-страницы или сетевые приложения. Вложенные программы электронного обучения могут располагаться в web-е либо на компьютере учащегося. Обучение по курсу пользователь начинает, как правило, с общей проблемы, затем методично перемещается к определенному «симптому». После подтверждения того, что выбранный «симптом» на самом деле указывает на источник проблемы, пользователь решает: перейти ли сразу к распознаванию проблемы или обратиться сначала к учебному пособию, объясняющему ее суть.

5) Теленаставничество и дистанционная подготовка как тип электронного обучения используют видеоконференции, мгновенный обмен сообщениями, Интернет-телефон и другие инструменты совместной работы, помогающие менторам руководить обучением своих «подопечных». Отношения наставничества имеют тенденцию быть долговременными и фокусироваться на карьерном развитии. Дистанционная подготовка имеет более кратковременные, определяемые проектом цели, вместе с тем контакт между обучающимся и дающим советы обычно ограничен определенной темой, решением конкретной проблемы, выполнением конкретного проекта.

Средства, инструменты электронного обучения – в зависимости от характера организации диалога между участниками учебного процесса – могут быть синхронными и асинхронными. Синхронные взаимодействия осуществляются в режиме реального времени, т.е. все участники процесса находятся в сети в одно и то же время. Медиакомпоненты синхронного взаимодействия включают совместное использование чатов, приложений, белых досок, аудио-и видеоконференций. Асинхронные взаимодействия не требуют одновременного присутствия участников обучения в сети. Асинхронные медиакомпоненты включают электронную почту и онлайновые дискуссионные форумы. Инструменты совместной работы, такие как онлайновый дискуссионный форум – своеобразная доска объявлений, новостей, способ обмена идеями; белая доска – средство, позволяющее обмениваться графическими образами, инструмент совместной работы, имитирующий деятельность инструктора, когда он рисует учебную информацию на доске, привлекая к этому процессу учащихся; чаты – средство, дающее возможность мгновенного обмена сообщениями, web-туры и путешествия – средство и способ учебного «путешествия» вслед за ведущим по Интернету; односторонние (обучающий показывает слайды, которые воспринимаются в сопровождении поясняющей информации учащимися) и двусторонние презентации (последние позволяют учащимся задавать вопросы по ходу презентации, делать комментарии, иным образом участвовать в происходящем и т.д.) – делают возможным свободное взаимодействие удаленных учащихся для решения общих учебных задач.

Различные типы и инструменты доставки электронного обучения могут гарантировать эффективность обучения в случае реализации ими ряда функций: а) если обеспечена сетевая доступность курсов электронного обучения; такой вид деятельности называют публикацией курса; б) если осуществляется администрирование электронных курсов; в эту задачу включаются: регистрация учащихся, назначение администраторов и инструкторов курсов и т.д.; в) если ведется контроль и отслеживание доступа к курсам, модулям, регистрируются оценки по отдельным тестам, другим оцениваемым видам деятельности.

Тенденции в формировании субъектных отношений в электронном образовании. «Вещественная цивилизация» уходит в прошлое, свободное информационное пространство сокрушает структуры, базирующиеся на закрытой информации, знания становятся общедоступными и – в будущем резко подорожают: так что « дешевле» будет изобрести что-либо собственными силами, нежели приобрести информацию об этом. Как следствие, очевидны следующие тенденции: актуализируются

1) самообразование как умение отбирать, сортировать, использовать нужную информацию;

2) развитие творческого потенциала общества как путь и способ использования этой информации.Процитируем в этой связи рассуждения российского академика А.И. Субетто, который экономически осмысливает позиции образования в современном мире (1999, с. 14). Он обосновывает сосуществование двух классов мировых экономик: «горячих» – интеллектоемких, наукоемких и «холодных» – с традиционными технологиями и низко квалифицированными кадрами. В первых – основной функцией управления становится творчество. Это немаловажно для успешного развития электронного образования.

В электронном обучении требуется учесть, что взрослые учатся не так, как дети: их профессиональная жизнь насыщена событиями, обширна сфера социального взаимодействия; они уже многое знают, стремление же к большему познанию проявляется в интересе к непрерывному образованию с использованием ИКТ. Будущих учащихся, использующих возможности электронного образования, уже сейчас можно разделить на несколько групп: удаленные, мобильные, независимые учащиеся. Для удаленных пользователей требуется проектировать специальные курсы, работающие с учащимися всех возрастов – не только с двадцатилетними студентами университетов. Эти курсы должны работать и для тех, у кого недостаточно хорошее зрение, слух, нарушено управление моторикой.

Основные задачи электронной педагогики нельзя не рассматривать исходя из перспектив глобализации образования, его интернационализации, а также потенциальной возможности широкого использования на международном рынке образовательных услуг. Глобализация образования ставит на повестку дня проблему не просто создания предназначенных для удаленных пользователей учебных материалов, но и их локализацию: к примеру, необходимо будет создавать образовательные события, которые работают в 24 часовых зонах и понятны представителям разных культур.

Мобильные каналы, сети и средства хранения повышенной плотности сделают реальным обучение везде: в кабинете, поездке, во время занятий спортом, в ходе выполнения домашних дел и т.д. Нельзя не заметить, что мобильное обучение будет также предъявлять свои требования к авторам-разработчикам электронного образовательного содержания. Такому виду обучения придется, возможно, конкурировать с другими привлекательными для учащихся способами времяпрепровождения, оно должно эффективно обучать во всякой отвлекающей обстановке. Модули обучения, проектируемые для мобильных учащихся, должны быть короткими, концентрированными, привлекательными, в оптимально быстром режиме излагать основные положения и также быстро закрывать дискуссии: прерываемость – один из новых критериев электронного педагогического проектирования.

Еще одно из преимуществ электронного образования заключается в его независимости, а следовательно, появлении независимых учащихся, т.е. тех, кто желает учиться, получать образование, но – на своих собственных условиях. Требования независимого обучения имеют отличия от традиций « серийного» образования: электронное образование должно научить пользователей тому, чего они хотят, и тем способом, который им нравится. Безусловно, в таком случае возникнут проблемы разработки надежных учебных материалов в виде образовательных событий, в которых смогут принять участие независимые учащиеся (к слову, именно независимые учащиеся могут обеспечить разработчиков содержания электронного образования описанием того, что им необходимо для достижения промежуточных и итоговых результатов); актуализируются проблемы независимого сертифицирования материаловнезависимого обучения. Электронное обучение будет все более применяться в сферах, которые традиционно «сопротивлялись» использованию ИКТ: домашние, досуговые занятия и т.д. Со временем аудиторное обучение может стать привилегией, а сетевое – базой, основой.

Разработчики новой философии – философии электронного образования и его перспектив, статуса, в том числе экономических преимуществ, полагают, что человечество движется к экономике объектного обучения, в рамках которойлюди проектируют, разрабатывают, объединяют, используют содержимое электронного обучения. Объектная экономика сможет определить новые профессии на рынке образовательных услуг: к примеру, объектного архитектора, в задачу которого будет входить проектирование образовательных компонентов, их рядоположенности, строителя объектов, который будет работать с мультимедийными средствами для создания объектов обучения, соответствующих стандартам; сборщика объектов, собирающего вместе «родственные» объекты для формирования полноценного учебного курса; предметного эксперта; имитатора, который окружает обучающегося визуальными объектами, звуками и ощущениями реальной среды.

 Достижения в области виртуальной реальности могут иметь широкое применение в различных практико-ориентированных областях, например при обучении действиям в чрезвычайных ситуациях медиков – хирургов, медсестер и др., пилотов, милицейских служащих и т.д. Имитации также ценны при обучении общению, управлению, другим межличностным навыкам. 

Контакты

117198 г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

  • декан:    +7 (499) 936 86 26
  • деканат:  +7 (499) 936 86 49   
  •                  +7 (499) 433 06 00 

Email: dekan-fpk@yandex.ru

Написать нам

Наши проекты в сети

testrf.ru

dis-sovet.ru

langrus24.ru

Наши проекты в соцсетях

twitter.com/fpkRUDN

Статистика

5.png8.png3.png1.png8.png1.png

25.09.2018 22:18