Состоялся Всероссийский научно-практический семинар для учителей образовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся

foto rudn

16 февраля 2018 года на факультете состоялся Всероссийский научно-практический семинар для учителей образовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся!

Тематика семирнара:

  • Подходы к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся: традиции и новации;
  • Методы и приемы обучения русскому языку в полиэтническом классе;
  • Условия успешной социокультурной адаптации билингвов, детей мигрантов средствами русского языка в урочной деятельности;
  • Лингводидактическое сопровождение общеобразовательных дисциплин как фактор формирования образовательной среды;
  • Проблемы культурно-языковой адаптации детей мигрантов;
  • Психологические основы личностного включения в российский социум;
  • Теория и практика обучения детей мигрантов русскому языку как средство социализации;

Открывал семинар декан ФПКП РКИ РУДН доктор педагогических наук, профессор Пугачёв Иван Алексеевич:

"За 50 с лишним лет своего существования наш факультет зарекомендовал себя как форпост передовой методической мысли, сыграл значительную роль в развитии отечественной русистики.

Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, напрямую затрагивают и деятельность нашего факультета. Поэтому в контексте изменения образовательной парадигмы и становления новых подходов к преподаванию и обучению мы определяем свою научно-исследовательская деятельность.

Сегодня на факультете идет поиск оптимальных методик обучения мигрантов, детей мигрантов (диссертационные исследования Е.Ю. Куликовой и М.С. Нетесиной). В научно-методических работах сотрудников факультета:

1) определяются группы мигрантов в зависимости от исходного уровня знания ими русского языка и специфики этого знания;

2) описывается методика работы с мигрантами в курсе обучения фонетике;

3) анализируются пути и способы развития этнокультурной осведомленности билингвов и т д.

    В этой связи деятельность нашего факультета повышения квалификации преподавателей русского языка охватывает не только сферу обучения русскому языку как иностранному но, обучение русскому как родному и неродному. Анализ ситуации с преподаванием русского языка в билингвальных регионах России доказал целесообразность использования подходов и принципов методики РКИ при обучении детей-билингвов. А в области методики преподавания РКИ в нашем университете накоплен огромный опыт. Сегодня в нашем университете обучаются студенты из 165 стран мира. Это и иностранные студенты, и так называемые билингвы, и дети мигрантов.

В связи с этим методистами факультета разработано и направление, связанное с методикой обучения школьных учителей, которые работают с детьми мигрантов и новых соотечественников.

В частности на факультете разработана Дополнительная профессиональная программа по повышению квалификации«Особенности использования русского языка в преподавании других учебных предметов учащимся средней общеобразовательной школы с полиэтническим составом». Предлагаемый нами курс построен с опорой на традиционные и инновационные научные и методические теории обучения и воспитания. Используются современные средства обучения.

Цель обучения – совершенствование профессиональных компетенций слушателей в контексте особенностей использования русского языка в преподавании иных учебных предметов учащимся средней общеобразовательной школы в поликультурной среде.

Сотрудниками факультета создаются интерактивные учебные пособия для мигрантов « Как научить языку быстро», «Тесты по звучащей речи» и т.д.

Важнейшим направлением нашей деятельности я считаю развитие дистанционного и электронного обучения русскому языку. На факультете активно ведется разработка электронных средств обучения русскому языку как родному, как второму, как иностранному. В этом направлении мы

будем создавать и внедрять в практику электронные учебники, мобильные тренажеры, электронные тесты, методические пособия, электронные словари, обучающие электронные игры, мультимедийные учебные комплексы, обучающие видеофильмы по русскому языку для использования в электронном формате.

И всеми нашими наработками мы предполагаем делиться в вами на ежегодных международных научно-практических конференциях и семинарах по актуальным вопросам методики преподавания русского языка как иностранного, как второго, как родного.

Наша цель – создавать условия для эффективного повышения квалификации педагога-русиста XXI века, сочетать в своей работе уважение к традициям с разработкой новаторских идей, а также готовность экспериментировать ивсемерно способствовать решению задач просвещения, распространения и популяризации русского языка и культуры."

 

foto uch1 С приветственным словом к участникам семинара обратились кандидат педагогических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой гуманитарного образования Московского института открытого образования Дощинский Роман Анатольевич,

 

foto uch2доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка института филологии Московского педагогического государственного университета Дейкина Алевтина Дмитриевна.

 

Во время пленарного заседания вниманию участников семинара были представлены доклады

  • Дейкиной А.Д. на тему «Соотношение традиционных и инновационных подходов и методов в преподавании русского языка в полиэтнических классах»;
  • Дощинского Р.А. на тему «Актуальные вопросы культуры речи в практике преподавания русского языка»;
  • к.фил.н., доцента кафедры поликультурного образования Московского института открытого образования, руководителя центра балтистики филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Синёвой О.В. на тему «Учебник предметной области «Русский язык» и лингводидактические подходы к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся»;
  • к.фил.н. доцента кафедры русского, иностранных языков и культуры речи Уральского государственного юридического университета, доцента кафедры филологического образования Института развития образования Свердловской области Юшковой Н.А. на тему «Критериальное оценивание результатов речевой деятельности школьников и студентов в аспекте развития языковой личности»;
  • д.фил.н., профессора кафедры русского языка и литературы факультета русской филологии и документоведения Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Романова Д.А. на тему «Психолингвистические основы личностного включения в российский социум»;
  • д.пед.н., заведующей лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцент кафедры методики преподавания русского языка института филологии Московского педагогического государственного университета Дроздовой О.Е. на тему «Модель лингводидактического сопровождения разных школьных предметов»;
  • к.пед.н., доцента кафедры межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена  Железняковой Е.А. на тему «Межкультурный диалог на уроке русского языка в полиэтническом классе»;
  • д.фил.н., профессор кафедры русского языкознания, типологии и теории коммуникации факультета русской филологии Ереванского государственного университета Матевосян Лианна Бениаминовна на тему «Обучение детей мигрантов стереотипным "формулам" коммуникативной модели».

 На круглом столе с докладами выступили: 

  • учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 460 г. Москвы Баранова И.Г. («Особенности методики обучения грамоте билингвов и инофонов в общеобразовательном классе (из опыта учителя)»);
  • учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 460 г. Москвы Агапова Е.О. («О роли словообразовательного анализа в формировании орфографической компетенции обучающихся поликультурных классов»);
  • преподаватель колледжа при Тульском институте ВГУЮ (РПА Минюста РФ) Красовская Н.А. («Использование текстов рассказов Л.Н. Толстого при знакомстве учащихся старших классов с разными группами лексики русского языка»);
  • магистр кафедры теории и практики обучения русскому языку и русскому языку как иностранному института филологииМПГУ Гольцева Е.А. («Когнитивные приёмы изучения русского языка в полиэтническом классе (на примере обращения к чеховской прозе)»).

Кроме того, в рамках семинара были представлены стендовые доклады

  • Пугачёва И. А., Балыхиной Т. М., Хилькевич С. В. «Инновации в преподавании русского языка как государственного в полиэтнической учебной аудитории»;
  • Юрмановой С. А. «Методические основы эффективного использования русского языка для преподавания различных предметов в полиэтнической образовательной среде»;
  • Нетёсиной М. С. «Актуальные вопросы социокультурной и языковой адаптации детей мигрантов средствами русского языка в урочной деятельности».
  • Сафаровой М. А. «Дидактические игры на уроке русского языка в начальной школе»
  • Кролевецкой И. В. Федоренкова А. Д. «Алгеброй гармонию проверим: электронные тренажёры в обучении детей-билингвов русскому языку»;
  • Калининой Ю. М. «Приёмы визуализации учебного материала в полиэтническом классе»;
  • Цколия К. Р., Ветер О. В., Соловьёвой Ю. С. «Педагогическое взаимодействие на уроке русского языка в условиях полиэтнического класса»;

 Участниками семинара была отмечена актуальность данного мероприятия, а также выражено пожелание о регулярном проведении конференций и семинаров с подобной тематикой.

Видеофрагменты выступлений участников:

Май

13 - 17 мая

Очно-заочная программа 72 ак.ч.
«Методика (теория и технология) лингводидактического тестирования по высшим (II, III, IV) сертификационным уровням» (старшие уровни)


ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

 



21 мая

Семинар (в формате вебинара)
Международный научно-практический семинар «ПроЧтение: методические, психодидактические, социокультурные аспекты обучения чтению на родном и иностранном (русском) языке»
По итогам мероприятия планируется издание сборника материалов (РИНЦ)

 



27 – 31 мая

Дистанционные курсы 18 ак.ч. (каждая из программ)
«Основы методики преподавания русского языка как неродного / иностранного (фонетика)»


ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ


«Основы методики преподавания русского языка как неродного / иностранного (письмо, говорение)»


ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ


«Основы методики преподавания русского языка как неродного / иностранного (чтение)»


ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

 


Июнь

17 – 21 июня

Дистанционная программа для практикующих тесторов 18 ак.ч.
«Методика проведения сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному: ТЭУ, ТБУ, ТРКИ-I, тестирование для вступления в гражданство РФ, Комплексный экзамен (модуль «Русский язык»)» (для практикующих тесторов)»


ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

 



24 – 28 июня

Очно-заочная программа 72 ак.ч. (младшие уровни)
«Методика (теория и технология) лингводидактического тестирования в рамках Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран (Элементарный, Базовый, I сертификационный уровни). Тестирование по русскому языку лиц, претендующих на получение гражданства РФ. Комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ для иностранных работников (модуль «Русский язык»)»


ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

 

Контакты

Адрес: 117198 г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Телефоны:

Деканат:
+7 (495) 433-06-00
+7 (499) 936-86-49

Декан:
+7 (499) 936-86-62

Email: fpkprki@rudn.ru

Написать нам

Наши проекты в сети

Наши проекты в соцсетях

Статистика

8.png6.png6.png6.png8.png9.png
25.05.2019 10:34