• ban1
  • ban2
  • ban3
  • ban4
  • ban5
  • ban6
  • ban7

Научные статьи

Толерантность как ключевая черта русского этноса и ее отражение в профессиональном взаимодействии

Балыхина Татьяна Михайловна

доктор педагогических наук, профессор,  академик Международной академии наук педагогического образования, академик Международной академии наук высшей школы, член Нью-Йоркской Академии наук,  член-корреспондент РАЕ.

Декан ФПКП РКИ РУДН

Россия занимает седьмое место в мире по численности населения – после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. 82% населения страны русские.

Русские как этнос существуют более тысячи лет. Некоторые ученые считают, что природа, жизнь в холодном, переменном климате, ритм крестьянского труда, когда пассивность в долгие зимние месяцы сменяется летом активностью, работой «до седьмого пота», определили психологию народа. Необъятность русской земли отразилась в широте русской души. С другой стороны, сложные климатические условия требовали терпения, выносливости в сельскохозяйственных работах, но это редко давало отдачу и породило пессимизм, пассивность к собственному индивидуальному делу, хозяйству. Вместе с тем жизнь в деревне (общине, коллективе) научила русских все делать сообща, сформировала в них такие черты, как милосердие, желание прийти на помощь.

Православие с идеей о правильной жизни славян развило в русских чувство коллективизма, любовь к свободе духа. Для русского человека всегда актуален вопрос о смысле жизни, о победе добра над злом.

Часто иностранцы говорят о загадочной русской душе. Известный русский поэт Федор Тютчев написал: «Умом Россию не понять…». Действительно, у русских есть неповторимые черты характера. Они отражены в пословицах: «Один в поле не воин», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Терпение и труд все перетрут». Эти и другие пословицы показывают, что для русских людей важны чувство коллектива, миролюбие, трудолюбие. Хотя непрактичность, непредсказуемость тоже характерные черты русских, и об этом свидетельствуют пословицы: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Россия – многонациональная страна. У россиян есть и общие, и отличительные черты характера. Так, народы Севера и Сибири выносливы, самостоятельны, неприхотливы в быту, т.е. могут переносить разные трудности. Народы Кавказа отличает чувство национальной гордости, адаптация к любым условиям жизни, лидерство, эмоциональность. Народы Поволжья трудолюбивы, гостеприимны, исполнительны. Они ставят интересы коллектива выше личных, замкнуты в общении.

Нередко возникает вопрос: от чего зависят деловые качества русских, что определяет их экономическое поведение? Ответить однозначно трудно. Считают, что русские не научились бережно, по-хозяйски относится к тому, что им дала русская земля, поскольку Россия – самая большая страна в мире. За 400 последних лет ее территория увеличилась в 36 раз. Вместе с тем русские любят землю. По своему трудовому характеру – это землевозделывающий народ.

Русский деловой характер самобытен, т.е. сформирован условиями жизни, быта, историе. Самобытность русского характера проявляется в следующем. В зависимости от ситуации некоторые черты русских можно отнести или к положительным, или к категории недостатков. Это желание действовать, свободолюбие (оно часто перерастает в стремление без реальной оценки тратить силы и средства), трудовой порыв, особенно в ситуации «нужно, необходимо это делать».

Многие черты русских – печать природы России. Русские кажутся иностранцам излишне серьезными: их музыка, песни, кино, театр – слишком грустными. Перемены в настроении русских – то грустное, то веселое – иностранцы расшифровывают как непостоянство характера, лицемерие. Кратко объясним эти загадки русской натуры. Очень мало, всего 130 и меньше дней в году русские были заняты на аграрных работах. Это в два раза меньше, чем в Европе. Дожди, заморозки мешали работать равномерно и тщательно. Зато развилась привычка к напряженному труду на короткое время. Это отличает русских и европейцев, которые работают ровно, не спешат, чередуют труд и отдых.

Русская церковь формировала, в течение поколений привычку быть и жить как все. Поэтому русские отчасти консервативны в принятии новшеств, предпочитают традиционные, а не инновационные формы деятельности. Типичный россиянин привык получать указания сверху. Ему легче переложить ответственность на другого, найти виноватого, чем принять самостоятельное решение.

Россияне устали от нестабильности последних десятилетий. Поэтому среди ценностей у русских нет бизнес-приоритетов. На первом месте у народов России – мир, закон, безопасность, порядок; на втором месте – труд, достаток, семья, справедливость; на третьем – сила страны, свобода, культура, духовность, любовь.

Для счастья по-русски важны чистая совесть, кредит доверия. Но правовые представления россиян своеобразны. Несовершенство законов, слабость судебной системы, беззаконие людей у власти породили закононепослушание, правовой нигилизм русских – с одной стороны («Семь бед – один ответ»), и фетишизм, когда люди требуют соблюдения закона от государства, граждан, но не от себя – с другой. У русских никогда не было культа частной собственности. Наоборот, жизнь в общине, стереотипы советского времени («Все вокруг колхозное – все вокруг мое») стерли различия между «моим и чужим». Отсюда нарушение принципа неприкосновенности чужой собственности, снисходительное отношение к пороку (присвоению чужого, воровству), за которое в странах Востока казнили.

Последняя проблема связана и со сложившейся многовековой российской традицией к заниженной оценке результатов труда человека. Ещё в 60-е гг. Организация Объединенных Наций рекомендовала платить за работу не менее трех долларов в час, иначе человек теряет стимул к труду и начинает воровать. Сейчас в Германии стремятся платить более 20 долларов, в США – более 15 долларов за час работы. Сколько получает русский человек? Сумма зависит от должности, но несправедливость очевидна. Одни получают менее 1 доллара, другие – 500 долларов и выше за одночасовой труд. Иными словами, у русских продолжается традиция несправедливого распределения доходов. Доминирует стремление самоутвердиться и продемонстрировать окружающим личные «блага».

 Многое, вместе с тем, достойно уважения: высокий уровень образованности, хорошо развитая оперативная память, креативность, умение и желание гореть на работе, высокий профессионализм, способность преодолевать экстремальный характер культуры труда. Многие русские управленцы стараются формировать в своих коллективах дух рационального предпринимательства. В российском общественном и профессиональном сознании все более значимы хорошая деловая репутация, честность, нравственная чистоплотность, умение работать в команде.

В своей деятельности, в отношении с партнерами иностранные бизнесмены внимательны ко времени, рассчитывают на логику, убеждение, диалог. Так, время для европейца развивается линейно, в виде прямой, где требуется в нужный момент достичь нужной точки, поскольку «Время – деньги». Деловые проблемы иностранный бизнесмен предпочитает решать пошагово, от одного этапа к другому. Он движется к поставленной цели, оставляя в стороне обстоятельства личной жизни. Для него важно, как дело решится сегодня, но еще важнее – что будет завтра. Любой бизнес – не бизнес, если он не устремлен в будущее.

Готовясь к переговорам с русским предпринимателем, иностранный бизнесмен наведет справки о партнере, а для заключения сделки получит необходимую информацию из всех возможных источников: интернета, статистики, опыта предшественников.

Русские же предпочитают быстрые и результативные переговоры. Как правило, они заранее знают, какое решение поддержат. Особенно если оно согласовано с руководством. Когда в бизнесе у русских возникает проблема, они не только думают о том, как ее решить, но и какие высокие связи, знакомства помогут это сделать. Такая стратегия – в обход существующих норм – продолжает оставаться в России основной.

Вместе с тем, у отечественных деловых людей начинает формироваться ценностное отношение ко времени, ритмичности труда. Если раньше они уважали чужую пунктуальность, педантичность в деятельности, но не чувствовали себя обязанными следовать этим качествам, то современный российский предприниматель, как правило, пунктуален, организован. Однако русские по-прежнему медленно, неохотно настраиваются на европейские и международные стандарты. Для них важнее быстрая и крупная прибыль. Кроме того, они уверены, что на российской территории зарубежные партнеры должны подстраиваться под русский стиль введения бизнеса.

Большинство россиян связывают слово капитализм со словом капитал. А что такое капитал? По-русски это средство получения прибыли с помощью эксплуатации чужого (наемного) труда. Второе значение у слова капитал в русском словаре – ‘большая сумма денег’. Так, в сознании человека капитализм и рынок оказались связанными с примитивной формулой «купи - продай». Однако не это есть рациональное хозяйство. Еще в 1748 году американский идеолог капитализма Б.Франклин давал советы молодым бизнесменам; он произнес знаменитую фразу: «Время - деньги». То есть главный интерес человека – его дело, богатство – показатель успешности дела; удовольствие, комфорт – это второй план жизни.

В России бизнесмены стали понимать, что главное достоинство человека – его профессионализм, только тогда можно иметь достаток, а самое важное – уважение в обществе. Алчность, деньги любым способом, жизнь с шиком далеки от настоящего предпринимательства. Капитализм и деньги уходят в прошлое человечества. Бизнес-рынок должен работать на научный и технический прогресс общества: избавлять людей от голода и болезней, подружить языки и культуры.

Вместе с тем, у российского бизнеса те же плюсы и минусы, что и у России. После распада СССР она потеряла самые теплые части территории, половину населения. Ее основные богатства оказались в зоне сурового климата, их добыча стала более трудоемкой. Изменилось качество жизни россиян: изобилие товаров, свободные выборы, либеральная конституция, отсутствие цензуры, свободный въезд в страну и выезд, возрождение церкви и т.д.

Бизнес в России развивается медленно, противоречиво. Средний возраст бизнесмена 35 – 45 лет. 80% бизнесменов мужчины. Русские в бизнесе ищут независимости, самореализации, полезности своей работы. Российское общество осуждает тех предпринимателей, кто проявляет потребительское отношение к природе, людям, не хочет знать законов цивилизованного рынка, не имеет чувства меры, кто устраивает свой бизнес таким образом, чтобы показать «Россия для меня – территория охоты и наживы».

В рыночной России актуальны неформальные связи. Они – надежный способ защиты себя и своих прав. Для представителей многих стран такие стратегии кажутся малоэффективными, поскольку в их странах работают законы, а граждане – законопослушны. Россия также идет к этому.

В понимании русских достойный предприниматель – тот, кто свободно ориентируется в сфере своей деятельности и обладает профессиональной компетенцией. Тот, кто не стремится сказать все, что знает, но всегда знает, что сказать. Тот, кто поступает как мудрый крестьянин, чей урожай погиб: он не оплакивает его, а в поте лица готовится к следующему, новому. Деловой человек учится выходить из трудного положения победителем, отличается высокой информационной культурой, владеет искусством индивидуального и группового общения.

Какие советы можно дать бизнесмену, желающему иметь свое дело в России?

1) Постараться овладеть базовыми знаниями русского языка.

2) Организовать свое пребывание в России так, чтобы отказаться от «туристического образа жизни»: жизни в гостинице, питания в ресторане, общения только с соотечественниками, то есть нельзя оставаться чужим.

3) Важно снимать «очки» своей культурной среды, не оценивать все по шкале своей страны.

4) Следует помнить, что на рынке борьба ведется не между фирмами, а их имиджами.

5) Вербальный имидж делового человека формируется только через устную и письменную речь.

Мы находимся

Контакты

117198 г. Москва

ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наши проекты в сети

testrf.ru 

schoolrus.ru

dis-sovet.ru

langrus24.ru

Статистика

3.png7.png6.png0.png6.png2.png

22.01.2018 16:55