• ban1
  • ban2
  • ban3
  • ban4
  • ban5
  • ban6
  • ban7

Научные статьи

Стили обучения детей и их влияние на иноязычную Речевуюдеятельность

Балыхина Татьяна Михайловна

доктор педагогических наук, профессор,  академик Международной академии наук педагогического образования, академик Международной академии наук высшей школы, член Нью-Йоркской Академии наук,  член-корреспондент РАЕ.

Декан ФПКП РКИ РУДН

(соавтор статьи-выступления на II Международном форуме Евролога Слизовская Л. Н., директор средней общеобразовательной школы №102 г. Москва, почетный работник образования РФ)

История человечества, накопленные культурно-исторические ценности со всей очевидностью свидетельствуют о том, что конкретные таланты и способности проявляются не у всех людей и далеко не одинаково: сравните творчес­кие пути балерины Анны Павловой, тенора Энрико Карузо, художника Пабло Пикассо - этот ряд можно продолжать бесконечно. У каждого человека есть свои сильные стороны и свой собственный стиль обучения, который, как полагают психологи, индивидуален, как подпись, почерк. Несмотря на то, что сейчас много говорится и пишется об индивидуализации обучения детей и взрослых, индивидуальные стили обучения нередко не соответствуют ме­тодике, избранной педагогом, учителем-лингвистом, словесником. Возможно, это порождает неудачи в обучении языкам.

Нам показалось интересным и обоснованным в этой связи исследование профессора Гарвардского университета Ховарда Гарднера, разрушившего «миф» о «фиксированном IQ» личности и доказавшего, что человек обладает, как ми­нимум, семью различными «центрами интеллекта»: в их числе лингвистический, логико-математический, визуально- пространственный, идеомоторный, музыкальный, межличностный, внутриличностный интеллект. Проанализируем вероятные способности, характерные для разных типов интеллектов, а также пути и средства поддержания в процессе обучения языку детей их потенциальных способностей.

Так, преобладание лингвистических способностей у детей проявляется в том, что они любят как слушать и говорить, так и читать, писать, хорошо запоминают детали, любят игры в слова, способны улавливать языковые, поведенческие закономерности, систематичны, любят, порядок. В процессе занятий с такими детьми, а также для развития лингвистических способностей окружающего детского коллектива требуется рассказывать и читать истории, давать задания на придумывание или развитие интересных сюжетов, сочинение стишков, детских каламбуров, играть в слова, головолом­ки, в запоминание имен, географических названий, активно привлекать такой вид работы, как обсуждение, объединять письмо и чтение с иными занятиями, предметами: рисованием, лепкой и т. д.

Преобладание логико-математического интеллекта сказывается в желании считать, решать задачи – не только математические, распределять предметы, слова по группам, играть в языковые компьютерные игры, в желании и умении строить гипотезы, прогнозируя развитие сюжета истории, написание слова, его значение; в склонности к абстрактному, дедуктивному мышлению, в стремлении выполнять действия последовательно, шаг за шагом. В работе с такими детьми следует, очевидно, стремиться использовать логические рассуждения в беседе, при чтении; внедрять в языковые игры логику, организовывать игру как решение задачи, важной для принятия последующих решений, побуждать к анализу и интерпретации, составлять схемки, ориентироваться на схемно-графическую наглядность, представлять учебную информацию последовательно, не бессистемно. В формировании речевых действий использо­вать пошаговый принцип.

Дети с преобладанием визуально-пространственных способностей легче запоминают материал с помощью картинок, хорошо чувствуют цвет, для создания образов используют все органы чувств, легче других «читают» материал, представленный в картах, учебных таблицах, мыслят в картинках, любят искусство, рассуждают, используя в этих целях графическое, изобразительное, предметно-наглядное средства. Поддержкой для таких детей в процессе обучения языку может стать большое количество наглядного материала, мультфильмов и других видеосредств, цветовых обозначений и разграничителей. Максимальное использование зрительного канала памяти, периферийной стимуляции, пантомимики, перемены мест для занятий, составление детских карт памяти – средства, оптимизирующие обучение визуально- пространственных детей.

Повышенную чувствительность к тону, тембру, ритму, к эмоциональному воздействию музыки проявляют дети с музыкальным типом интеллекта. В подобном случае стимулировать обучение и повышать к нему интерес возмож­но, если учиться, распевая песни, изменять с помощью музыки настроение и «рабочий» настрой», использовать для обучения «активные» и «пассивные» концерты, если мелодекламировать, стихотворения, рассказы, в ряде случаев хором.

Дети с идеомоторными способностями так же хорошо, как и описанные выше, чувствуют ритм. Но при этом имеют еще и хорошие рефлексы, их отличает быстрая реакция, они предпочитают действовать, запоминают то, что сделано, а не то, что сказано или увидено, играют с предметами во время прослушивания информации. Однако начинают беспокойно вести себя, если им приходится долго сидеть без движения. Известна методика обучения языку с опорой на физические действия, которая в несколько видоизмененном плане может применяться и в обучении «музыкальных детей» (они выполняют, к примеру, движения руками, следуя за тональностью русской речи, русской песни). Сами дети, их учитель, движения, которые ими выполняются или оцениваются, семантизируются, становятся средством обучения. Экскурсии, игры, в том числе ролевые, танцы, спортивные занятия помогут повысить непроизвольное запоминание у этих детей. Чувствительны они и к приемам драматизации обучения и к выражению значений и чувств посредством мимики и жестов.

Увлечены коллективной деятельностью дети, в которых заложены межличностные способности и легко развивается «социальный» интеллект. Исследования в этом вопросе показали, что данные качества характерны для тех, кто выбирает в жизни профессию учителя, психолога-консультанта, служителя церкви, менеджера, торговца, специалиста по связям с общественностью. Обучаться такие дети предпочитают в группе, легко перенося занятия, если они предполагают много перерывов, во время которых появляется возможность «пообщаться». Любят веселое, увлекательное обучение, занятия, импровизирующие подготовку к праздникам, социальные ситуации: подсказать точную дорогу, дать необходимый совет, расспросить других и т. п. Многие речевые и поведенческие тактики совпадают у детей данного типа и «представителей внутриличностного интеллекта».

Главный «талант» представителей внутриличностного интеллекта – способность обращаться к своему внутреннему миру. Некоторые ученые рассматривают интуицию как отдельный тип интеллекта: кажущуюся врожденной способность получать информацию о других людях и событиях. Наиболее яркие свойства детей с внутриличностным или интуитивным интеллектом – самомотивация, сильная интуиция, закрытость и желание отличаться от других, необходимость знать, для чего и с какой целью делается что-то, наличие собственных ценностей, что может проявиться в желаниях типа «люблю – не люблю», «хочу – не хочу», «буду – не буду». Чтобы не создавалось барьеров в обучении или чтобы суметь их преодолеть, педагог должен позволить отличаться ребенку исследуемого типа интеллекта от других, хотя и с определенной регулярностью направлять его учебную, в том числе речевую, деятельность; рекомендовать вести в рисунках, в иных сочетаниях (рисунки – буквы – слоги – слова) дневники интересных событий, прослушанных или прочитанных рассказов и др. Полезно давать задания типа «думай», «слушай», учить задавать вопросы, преодолевая тем самым собственную закрытость; учить инициировать диалог-расспрос, маленькую беседу, т.е. воспитывать чувство уверенности ребенка в собственных силах. Не помешают и доверительные беседы с педагогом воспитателем.

Сейчас во многих передовых системах обучения педагоги, воспитатели, психологи пытаются построить обучение так, чтобы учесть склад ума, стиль деятельности ученика. Однако в подавляющем большинстве случаев преподавание языка академично, двухмерно, направлено на лингвистически ориентированных и логически ориентированных учащихся. Отчасти поэтому идеомоторные, тактильные дети испытывают наибольшие сложности в обучении. Им необходимо прикасаться к предметам, ощущать, двигаться, действовать. И если методы преподавания этого не предусматривают, они выпадают из общего хода событий.

Вместе с тем понятно, что обучение языку или поддержание языка – процесс, в котором нет малозначащих деталей. К примеру, педагогу должно быть небезынтересно, что 15% детей – ученики идеомоторного типа, им необхо­димо обучаться через физические действия. Еще 15% – ученики тактильного типа, которым необходимо рисовать, писать, лепить, пробовать все на ощупь. 30% детей запоминают информацию на слух, но не стопроцентно, а на 75%, И, наконец, самый большой процент – это «зрительные» ученики, их 40% и три четверти информации ими усваивается именно таким способом. Но и «зрительные» дети бывают двух типов: одни легче усваивают информацию в виде печатных слов, другие – в виде картинок. Следует вместе с тем обратить внимание на то, что 70% детей могут вполне сбалансированно воспринимать информацию разнообразными способами, т.е. в целом справятся с заданием, будь то оно представлено визуально, в аудио- или идеомоторной форме, поскольку у ребенка при наличии одной основной способности восприятия, есть и второстепенные, которые компенсируют нередко возникающий дисбаланс в получении информации или ее усвоении.

Итак, в любом возрасте и, безусловно, в детском, люди могут изучить буквально все, что нужно, если им позволить делать это в своем неповторимом стиле, используя свои собственные сильные стороны.

Мы находимся

Контакты

117198 г. Москва

ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наши проекты в сети

testrf.ru 

schoolrus.ru

dis-sovet.ru

langrus24.ru

Статистика

4.png6.png1.png6.png7.png8.png

24.04.2018 03:43