МАЙСКИЕ ВЕБ-КОНФЕРЕНЦИИ

Педагогические идеи Льва Толстого сегодня

  Педагогические поиски Л.Н. Толстого и сегодня, в год его 190-летия, привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения. В размышлениях Толстого о новой школе, о новой педагогической науке исследователи находят идеи и разработки, которые предлагают свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, создать благоприятную для учения атмосферу на уроке заставляло Льва Николаевича искать новые педагогические подходы и методы. Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами... – утверждал великий писатель.

Целью семинара стала актуализация на современном этапе развития педагогической науки творческого наследия Л.Н. Толстого, его воззрений на обучение и воспитание подрастающего поколения.

Семинар проводился дистанционно, в режиме веб-конференции.

С приветственным словом обратились к участникам семинара:


Пугачёв Иван Алексеевич – доктор педагогических наук, профессор, декан ФПКП РКИ РУДН;


Космач Анастасия Алексеевна – кандидат филологических наук, доцент, приглашенный профессор факультета русского языка Пекинского педагогического университета;


Романова Нина Навична – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Русский язык», профессор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана;


Асанова Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент русского отделения Университета Данкук;

Проблематика мероприятия включала три основных направления:
- Гуманист. Писатель. Педагог.
- Гуманистическая педагогика Л.Н. Толстого в современной школе.
- Отражение педагогических воззрений Л.Н. Толстого в его произведениях.

Тематические направления конкретизировались в ключевых докладах ведущих отечественных и зарубежных исследователей:

- Кудрявая Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, почетный профессор кафедры педагогики МГМСУ им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия
«Педагогика Льва Толстого – педагогика жизни»

- Алексеева Галина Васильевна, кандидат филологических наук, заведующая отделом научно-исследовательской работы Государственного музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Заслуженный работник культуры РФ, Президент Международного комитета литературных музеев ИКОМ ЮНЕСКО, Тула, Россия
«Лев Толстой о воспитательном и образовательном значении музеев (на примере опыта Кенсингтонского музея в Лондоне)»

- Терзиева Маргарита Тодорова, доктор педагогических наук, профессор, директор Учебно-информационного центра Университета им. п-ра А. Златарова, Бургас, Болгария
«Педагогика Льва Толстого и болгарская академическая мысль  в первой половине ХХ века»

- Бик-Булатов Айрат Шамилевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Казанского Федерального университета, Казань, Россия
«Педагогическая публицистика Л.Н. Толстого в контексте нигилистического дискурса второй половины XIX века»

- Ранчин Андрей Михайлович, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы Филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
«Трактовка истории в "Войне и мире" в свете исторических концепций и подходов ХХ века»

- Романов Дмитрий Анатольевич, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы факультета русской филологии и документоведения Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия
«Тексты "Большой азбуки" и формирование дидактических принципов Л.Н. Толстого»

- Смирнов Игорь Павлович, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, научный руководитель журнала «Профессиональное образование. Столица», Москва, Россия
«О мере свободы в образовании: педагогическое наследие Л. Толстого»

В рамках Круглого стола обсуждение основных проблем продолжилось. Участниками дискуссии стали исследователей разных поколений и уровней, в ней участвовали лингвисты, методисты, литературоведы и культурологи – представители московских, региональных и зарубежных вузов, школ, общественных организаций: Ерахтина Татьяна Александровна – директор Российского образовательного центра г. Аликанте, Ахмадеева Светлана Альфредовна – доцент кафедры филологического образования ИРО Краснодарского края, Войтеховская Марина Петровна – ведущий научный сотрудник кафедры отечественной истории и культурологии Томского госпедуниверситета, Космач Анастасия Алексеевна –приглашенный профессор факультета русского языка Пекинского педагогического университета, Жгенти Инга Вахтанговна – зав. отделением предпрофессионального обучения Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Куздыбаева Акмарал Аманбаевна – доцент кафедры русской филологии и межкультурной коммуникации Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова, Безруков Андрей Александрович – зав. кафедрой отечественной филологии и журналистики АГПУ, Саксена Ранджана – профессор кафедры славянских и финно-угорских исследований  Делийского университета, Воронова Юлия Александровна – специалист по УМР кафедры русского языка и литературы МГИМО(У), Данг Тхи Тху Хыонг  – доцент кафедры русского языка Хошиминского педуниверситета, Романова Нина Навична – заведующий кафедрой «Русский язык» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Асанова Светлана Александровна – доцент русского отделения Университета Данкук, Коваленко Александр Георгиевич – зав. кафедрой русской и зарубежной литературы РУДН, Коняхина Галина Владимировна – учитель высшей квалификационной категории (Хромтауская гимназия № 2), Прошина Анастасия Эдуардовна – аспирант кафедры русского языка и литературы ТГПУ им. Л.Н. Толстого и т.д.

В мероприятии участвовало 9 ведущих вузов, в том числе 5 из ТОП-400 рейтинга QS. Общее количество участников составило 39, в том числе 32 НПР, в том числе 8 профессоров; 14 зарубежных участников;  19 региональных участников. Количество докладчиков – 14.

Итоги работы НТМ (выводы, рекомендации, предложения):

  • Педагогические сочинения Л.Н. Толстого – уникальное явление мировой и российской педагогики. И сегодня велик общественный интерес к педагогическим идеям Толстого, которые стали заглавной темой нашего семинара.
  • Работа научно-практического семинара «Педагогические идеи Льва Толстого сегодня» была основана на концепции широкого интегративного подхода к филологическим исследованиям: в ней участвовали лингвисты, методисты, литературоведы и культурологи. Всех участников семинара объединило стремление соотнести свои научные изыскания с общей концепцией, связанной с углублением фундаментальных филологических и методических исследований, направленных на повышение уровня образования и совершенствование духовного развития личности учащихся.
  • Консолидация научно-творческих сил исследователей разных поколений и уровней, которые приняли участие в Международном научно-практическом семинаре, способствовала эффективному осмыслению педагогических воззрений великого мыслителя, глубокому пониманию смысла его исканий в области обучения и нравственного воспитания ребёнка.
  • По итогам Международного научно-практического семинара «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н. ТОЛСТОГО СЕГОДНЯ» был подготовлен, размещен в e-library, индексирован РИНЦ сборник с докладами участников.