• ban1
  • ban2
  • ban3
  • ban4
  • ban5
  • ban6
  • ban7

Медиадидактика в обучении РКН

Педагогический веб-дизайн

Начало выхода мирового образования из кризиса можно связать с появлением прикладных электронных дисциплин во всех научных и предметных областях, обеспечивающих появление педагога нового типа, способного практически решать все профессиональные задачи самостоятельно в веб-формате. Одна из ключевых компетенций современного педагога – создание электронных средств обучения и их оперативного обновления на основе метода визуального редактирования (непрограммируемым способом) .
       Педагогический веб-дизайн электронных средств обучения непосредственным образом влияют на качество инновационного обучающего материала, на что указали многие эксперты.

         Современный мир характеризуется глобальной сменой технологий, что влечёт глобальную смену кризисов, реформ. Образование, в том числе и языковое, никогда уже не будет прежним. Преобразование мира пошло по иному вектору. Научно-технические развитие человечества исчерпало возможности прогрессивного роста на основе аналоговых технологий. На смену им пришли инновационные, построенные на новой методологической базе – электронные технологии. Они быстро завоевали все сферы человеческой деятельности в силу многократного повышения производительности труда.

      Активное использование электронных, цифровых и телекоммуникационных технологий кардинальным образом повлияло на изменение стиля жизни, работы, обучения, научной и коммерческой деятельности человека. С переходом общества к инновационным методам работы с информацией, новым формам коммуникации, насыщением бытовой, рабочей и информационно-образовательной среды электронными устройствами появился феномен «пользователя». Невиданными темпами стал обновляться язык, особенно его лексический пласт: электронная книга, электронная библиотека, электронное правительство, электронные деньги, электронные билеты электронное обучение, электронные словари, электронная медицина, электронная педагогика, электронная лингводидактика, интерфейс , веб-страница, веб-ресурс, веб-мастеринг, веб-дизайн и т.п.

      Появление дисплейной формы подачи информации обусловило зарождение экранной культуры, стали вырабатываться стандарты представления мультимедийных, интерактивных информационных потоков. На заре развития электронных технологий дисплеи были монохромными, передавали только чёрно-белые оттенки интерфейса, информационный материал не имел адекватного дизайнерского оформления, работа за компьютером быстро утомляла. С появлением мировой сети интернета и переходом к цветным мультимедийным дисплеям требования к оформлению информационного материала стали возрастать. Появились дизайн-студии, веб-дизайнеры, которые на профессиональной основе, с учётом имеющегося опыта, инструментария и возможностей компьютеров, серверных технологий и сетей, стали предлагать новые оформительские и проектные решения для сайтов, порталов, административных, коммерческих, образовательных ресурсов.
Веб-дизайн (от англ. Web design) — отрасль веб-разработки и разновидность графического дизайна, в задачи которой входит проектирование пользовательских веб-интерфейсов для сайтов, веб-приложений, электронных средств обучения. Веб-дизайнеры проектируют логическую структуру веб-страниц, продумывают наиболее удобные решения подачи информации, а также занимаются художественным оформлением веб-проекта. В результате пересечения двух отраслей человеческой деятельности опытный веб-дизайнер должен быть знаком с последними веб-технологиями и обладать необходимыми художественными качествами. Веб-дизайн — вид графического дизайна, направленный на разработку и оформление объектов информационной среды интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества. Подобная трактовка отделяет веб-дизайн от веб-программирования, подчеркивает специфику предметной деятельности веб-дизайнера, позиционирует веб-дизайн как вид графического дизайна .

       Предлагается более краткая формулировка: Дизайн веб-ресурса (веб-дизайн) — спроектированная структура веб-ресурса, отличающаяся оригинальностью применения цветовых и технических решений, обеспечивающая эстетическое восприятие и удобство пользования веб-ресурсом.

Веб-дизайн — сравнительно молодая творческая сфера, и профессиональное образование в области веб-дизайна в России пока не распространено. В связи с увеличением спроса на электронное обучение ив целом на интернет-услуги, растет и спрос на дизайн сайтов, веб-ресурсов, электронные средства обучения увеличивается. Вместе с тем необходимо отметить, что веб-дизайн различных отраслей приложения имеет свою специфику. Так, например, дизайн рекламных роликов и баннеров существенно отличается от дизайна образовательных ресурсов и электронных средств обучения, прежде всего это сказывается на функциональной направленности каждого дизайнерского решения.
Развитие электронных, цифровых и телекоммуникационных технологий с каждым годом становится динамичнее, что влечёт повышение изменение поведения, в том числе и профессионального, в новой веб-среде не только простых потребителей, но и специалистов всех областей, в том числе педагогов, воспитателей и родителей.

       Мировое образование реформируется в связи с изменением информационно-образовательной среды и инструментальных средств для решения профессиональных проблем в новых условиях глобального информационного общества. Электронные формы обучения уверенно замещают традиционные благодаря своим инновационным свойствам: мультимедийность – новая форма наглядности, которая значительно расширяет потенциал первичного дидактического принципа за счёт многоканальности и динамичности; интерактивность – новый вид взаимодействия обучающегося со средством обучения, расширяющий сектор самостоятельной работы и значительно модернизирующий один из принципов дидактики – повторяемость; гиперсвязь уникальное свойство ЭСО, в предшествующих технологиях данному феномену нет аналога, позволяет создавать учебно-методические комплексы, интегрированные в мировую информационную сеть, мобильность – свойство ЭСО, которое не привязывает жестко обучающегося к месту обучения; 24 часовая доступность – позволяет обучающемуся строить свою образовательную траекторию при изучении языка и т.п.

         Но говорить о полноценном системном электронном образовании еще рано в связи с нерешённостью ряда методологических, технических, методических задач, а также не готовностью большинства педагогов и общества системно и эффективно использовать имеющиеся информационные, образовательные ресурсы и инструментарий электронных, цифровых и телекоммуникационных технологий.
В настоящее время педагогическим сообществом решается ключевая проблема – методология и технология создания электронных средств обучения для всех аспектов и уровней обучения предмету, в нашем случае, для обучения русскому языку как иностранному.
       Создание ЭСО для обучения РКИ включает несколько этапов:
               1. Постановка цели: для какого аспекта и уровня обучения предназначено конкретное ЭСО.
               2. Выбор типа ЭСО (демонстрация, экспликация, тренажёр, тест).
               3. Подготовка обучающего контента.
               4. Проектирование ЭСО в соответствии с целью и обучающим контентом имеет несколько этапов:
                         • разработка структуры ЭСО (разделы, категории);
                         • разработка навигации ЭСО (главное меню, субменю);
                         • дизайнерское оформление ЭСО.
             5. Подготовка компонентной и элементной базы ЭСО.
             6. Сборка ЭСО.
             7. Тестирование работоспособности ЭСО в разных операционных системах с разным разрешением экрана.


       Несомненно, каждый этап разработки ЭСО важен и специфичен, каждый заслуживает отдельного научного исследования, но наша работа посвящена одному из ключевых этапов создания ЭСО – дизайнерскому оформлению электронного обучающего средства для преподавания языка.

        Термин «дизайн» многозначен, происходит от латинского слова designare (отмерять). В русский язык термин пришел из английского языка design (художник-конструктор) и обозначает творческую деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

        Если обратиться к словарям, то слово "дизайн" имеет широкий многозначный семантический диапазон:
                   • рисунок (эскиз, чертеж) модель;
                   • план, замысел, стратегию;
                   • творческий проект, композицию;
                   • внешний вид, исполнение;
                   • произведение искусства;
                   • проектирование внешнего (эстетического) облика предмета или среды;
                   • окружение.

        Последнее определение больше всего подходит для целей нашего исследования, так как оно, по сути, является синонимом слову «среда», то есть производственная область или отрасль. В пользу этого аргумента говорят такие сочетания как: промышленный дизайн, графический дизайн, автомобильный дизайн, ландшафтный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды и т.д. Иными словами нет отрасли, которая не разрабатывала бы дизайн своей среды производства с учётом специфики, характерной для данной области .
Современный этап информатизации такой педагогической отрасли как лингводидактика, направлен на переосмысление содержания и методов обучения иностранным языкам в глобальной активно развивающейся информационно-образовательной среде сетевого мира. Процесс реформирования рассматривается исследователями в контексте создания таких педагогических технологий, которые обеспечивают переход от формально-дисциплинарного к проблемно-активному, эвристическому типу обучения. 

          Переход к обучающим средам приобрел особенную актуальность в настоящее время, хотя сама проблема была поставлена в ряде работ в конце 1970-х и последующие годы .

    Понятие среда обучения изучается в контексте деятельностного, личностного, индивидуализированного, системного, комплексного, проблемного, дифференцированного, развивающего подходов.

      Научно-теоретический анализ понятия «среда» проведен в диссертационном исследовании Ю.М. Насоновой, в результате которого был сделан вывод, что во всех областях знания среда рассматривается только в системе отношений к чему-либо или к кому-либо и отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека .

      Вопросам разработки среды обучения посвящены работы российских исследователей (В. Козырев, В. Рубцов, В. Ясвин, Я. Ваграменко и др.).

      Развитие и распространение электронных, цифровых и телекоммуникационных технологий положило начало изменению системных свойств среды обучения.

     Определение среды обучения в информационную эпоху меняется. В научной литературе появились новые термины, определяющие информационные среды обучения. Информационно-педагогическая среда (А.А. Аханян), информационно-предметная среда (И.В. Роберт, Т.Н. Шалкина), дидактическая информационно-предметная среда (В.М. Монахов), виртуальная среда обучения (Ж.Н. Зайцева, А.А. Калмыков, В.П. Кулагин, А.Н. Богомолов), информационно-обучающая среда (Е.С. Полат, А.А. Андреева, Д.В. Смолин, Н.А. Моисеенко), интегрированная обучающая учебная среда (О.П. Крюкова), мультимедийная интерактивная обучающая среда (О.И. Руденко-Моргун, Г.Е. Кедрова, М.А. Бовтенко), дидактическая интегрированная информационная среда (Л.А. Дунаева) и др.

      Несмотря на расхождения в терминологической номинации среды обучения многочисленных исследователей все они могут объединиться определением, которое дала академик И.В. Роберт: «Информационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет, совершенствует её» .

     Для педагогического веб-дизайна, в исследуемом нами аспекте, важным является изучение языковой среды, которая является определенной объективной данностью на конкретном историческом отрезке времени.

       Обучающие возможности языковой среды были детально рассмотрены в диссертационном исследовании Н.А. Журавлевой «Языковая среда как обучающий фактор и резерв повышения эффективности краткосрочного обучения русскому языку» . Автор определяет языковую среду как совокупность информации на языке страны, в которой находится или обучается данному языку иностранец. В качестве компонентов языковой среды исследователь выделяет источники русской речи: люди, кинофильмы, спектакли, телевизионные и радиопередачи, а источниками письменной речи являются книги, периодическая печать, информационные пропагандистские «газеты улицы» .

        Выделяя объективные атрибуты русской языковой среды, И.А. Орехова предлагает дифференцировать понятия зрительная наглядность и естественный достоверный видеоряд. Зрительная наглядность включает в себя наглядные пособия и предметы окружающей действительности, используемые в качестве средства обучения и рассчитанные на зрительные восприятия. Сюда относятся натуральная, художественная, изобразительная и графическая наглядность (предметы, действия, рисунки, таблицы, схемы, диафильмы и др.). Ученые-методисты дают определение зрительной наглядности как искусственно организованного в учебных целях компонента обучения . В свою очередь, видеоряд выступает в качестве абсолютно естественного, объективного и достоверного атрибута языковой среды. Он абсолютно объективно отражает объекты зрительного восприятия на данный конкретный момент. При использовании естественного видеоряда не всегда возможно организовать методически целесообразную иерархию наглядности. Но в то же время естественный видеоряд дает такой симбиоз всех видов наглядности, который невозможно достичь в условиях учебной аудитории . Понимание термина естественный достоверный видеоряд, по справедливому мнению И.А. Ореховой, вытекает из концепции аудиовизуального метода обучения. Аудиовизуальный метод возник из потребностей овладения речью, следовательно, к достоверному фону овладения, на котором усваивается разговорная речь, должно быть привлечено больше внимания.

      Новизна и актуальность аудиовизуального метода состоит не только в том, что методисты и преподаватели осознали важность обеспечения зрительной и слуховой наглядности, но главным образом, что они стали ответственно относиться к достоверности зрительного и слухового ряда и принципиально отказались от раздельного использования зрительной и слуховой наглядности. Лишь синтез зрительного и слухового восприятия способен обеспечить успешное усвоение иностранного языка . 

        В связи с этим И.А. Орехова выделяет в качестве первого объективного атрибута языковой среды естественный достоверный видеоряд, а в качестве второго — естественный достоверный аудиоряд.

    Исследователь обосновывает необходимость размежевания понятия слуховая наглядность и естественный аудиоряд. Под слуховой наглядностью понимается комплекс аудиоматериалов, использующихся в период обучения иностранному языку . Естественный аудиоряд — это более объемная и действенная субстанция. Если ареал воздействия слуховой наглядности — учебная аудитория, то аудиоряд языковой среды воздействует на субъект повсеместно с первых и до последних минут его пребывания в языковой среде. К аудиоряду мы относим собственно естественную разговорную речь носителей языка, звуковые объявления в транспорте, теле- и радиопередачи, речь экскурсовода во время экскурсий, аудиокомпоненты фильмов, спектаклей, т.е. весь естественный аудиомир, который окружает иностранца по прибытии в нашу страну. Иначе говоря, все коммуникативные действия неносителя языка происходят внутри и на национально-специфическом звуковом фоне. Преподавателей-практиков в первую очередь интересует обучающий потенциал аудио- и видеоряда языковой среды. Как известно, субъект усваивает свой родной язык при одновременном восприятии зрительных образов и слуховых цепей. Практика показывает, что этот путь усвоения языка чрезвычайно эффективен. В языковой среде языковой материал может усваиваться по такой же схеме. То есть процесс усвоения иностранного языка коррелирует с накопленным опытом в процессе усвоения родного. Несомненно, что в чистом виде повторить процесс усвоения иностранного языка по схеме родного возможно крайне редко. Это зависит от многих и многих субъективных и объективных причин и обстоятельств, но фрагментарное следование этой схеме вполне реально в условиях языковой среды и дает прекрасные результаты .
Изменение формата и технологий работы с информацией, переход языка в интернет, который, по сути, представляет собой глобальную языковую среду, появились потребности для лингвистических исследований инновационных лингвистических свойств веб-страницы – основной формы представления . Одно из таких исследований проведено профессором А.А. Атабековой. В своей монографии «Лингвистический дизайн Web-страниц» она в сопоставительном аспекте рассматривает различные вопросы лингвистического дизайна, связанные с актуализацией грамматической системы в Web-дизайне: оформление гиперссылок, структурирующих процесс представления информации и регулирующих поведение пользователя на пространстве сайта, описание потенциала стилистических ресурсов, особенности жанрово-стилистической ориентации текстов.

        Лингвистический дизайн Web-страниц рассматривается исследователем как разновидность семиотического процесса, изучаются вопросы референции, прагматики и синтагматики языковых знаков в дизайне Web-страниц, анализируется их оформление с позиций когнитивной лингвистики в аспекте взаимодействия субкультур на Web-страницах.

       Педагогический веб-дизайн, как и лингвистический, является отраслевым и имеет свои специфические особенности, характерные только для сферы деятельности, которую он обслуживает. До того как мы начнём рассматривать историю педагогического веб-дизайна и технологий, раскроем определение данной области.

     Если разбираться в значении термина Instructional Design, то он образован от двух слов, Instruction и Design. В буквальном значении Instruction означает ряд мероприятий, способствующих обучению. Слово Design - это общий термин, значения которого мы уже рассмотрели выше.

     Чтобы получить уникальный продукт процесса дизайна, мы используем знания, наблюдение и творческие способности. Цель педагогического дизайна заключается в планировании и создании ситуаций, которые расширяют возможности обучения для отдельных учащихся. Это означает, что обучение нужно планировать так, чтобы оно было эффективно и систематически спроектировано. Существует несколько слов и словосочетаний со словом "Instruction" (рус. - обучение). Наиболее распространенные - Instructional Science (рус. - педагогическая наука), Instructional Technology (рус. - образовательные технологии), Instructional Design (рус. - педагогический дизайн). Педагогическая наука обеспечивает теоретическое обоснование построения процесса обучения. Образовательные технологии - это прикладной аспект педагогической науки, в основе которого лежит педагогический дизайн.

       Понятие "педагогический дизайн", пришло к нам и адаптировано из иностранной литературы несколько лет назад, в настоящее время всё чаще появляется на страницах российских образовательных изданий. 

     В работах зарубежных педагогов и психологов уделяется большое внимание педагогическому дизайну. Многие зарубежные авторы дают свои, различные определения педагогического дизайна. Некоторые из них приведены ниже:
     • педагогический дизайн обозначает использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно сделать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения (McArdle, 1991).
     • педагогический дизайн – это наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению (Richey, 1986).
      • педагогический дизайн – это целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей (Бридж, 1977).

     В сети интернет среди зарубежных источников встречается несколько определений, рассматривающих данное понятие в различных ракурсах. В частности, интерес представляют трактовки педагогического дизайна, заимствованные (в адаптированном варианте) из «Учебного и педагогического дизайна» Лаборатории прикладных исследований Университета штата Пенсильвания, США. Приведем некоторые из них.
Педагогический дизайн как дисциплина представляет собой отрасль знаний, в рамках которой проводятся исследования и разрабатывается теория о педагогических стратегиях, в том числе о процессе их разработки и реализации.

     Педагогический дизайн представляет собой науку о создании детальных спецификаций для разработки, реализации, оценки и сохранения ситуаций, которые обеспечивают процесс изучения как крупных, так и малых предметных блоков всех уровней сложности.

    В России до недавнего времени педагогическому дизайну уделялось не так много внимания. Есть лишь работы небольшого количества исследователей, среди которых можно выделить труды К.Г. Кречетникова, А.Ю. Уварова, И.Г. Алексанрова, Ю.Б. Соловьева и др.

    Справедливости ради, необходимо отметить, что еще в 60-х годах в России (Советском Союзе) научно разрабатывалось направление, связанное с эстетизацией промышленной среды. Данная область называлась «художественное конструирование», под которой понималось творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигалось путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественное конструирование часто отождествлялось с дизайном и являлось неотъемлемой составной частью современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком. Процесс производился в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и другими специалистами. Основной целью художественного конструирования являлось способствование наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства.

     С развитием электронного обучения, расширением зоны сетевого обучения, увеличением электронных средств обучения положение постепенно меняется в лучшую сторону. Осенью 2004 г. в РГРУ им. А.И. Герцена была проведена международная конференция посвящённая проблемам педагогического дизайна, как очень актуальному на сегодняшний день направлению. В ходе конференции многие российские исследователи изложили своё видение на педагогический дизайн.

     С точки зрения К.Г. Кречетникова педагогический дизайн – это область науки и практической деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс .
А.Ю. Уваров рассматривает педагогический дизайн как «систематическое использование знаний об эффективной учебной работе в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов» .

         И.Г. Александрова предлагает использовать термин «педагогический дизайн» как собирательное понятие для обозначения направления педагогической науки и практики, изучающего вопросы разработки учебных материалов, формирование учебной среды и построения эффективного процесса. Исследователь отмечает, что на Западе соответствующую область делят на подобласти: например, instructional design (разработка учебных материалов), learning design (разработка учебного процесса), learning environment design (разработка учебной среды) и т.п. В контексте нашего проекта понятие «педагогический дизайн» включает в себя все перечисленные компоненты .

        Как мы видим, интерес к педагогическому дизайну возрастает с активизацией электронного и сетевого обучения, в котором педагогический дизайн детерминирован свойствами веб-формата, которые мы более подробно рассматриваем в следующем параграфе.

       Таким образом, педагогический веб-дизайн – это целенаправленный процесс построения современных педагогических систем, то есть, педагогический веб-дизайн представляет собой неотъемлемую часть любой электронной педагогической технологии, являясь тем самым процедурным и технологичным механизмом, благодаря которому эта педагогическая технология доходит до ее реального применения на практике, в инновационном учебном процессе.

     Иными словами, педагогический веб-дизайн – это педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными. Он всегда был связан не просто с описанием деятельности как таковой, а с вопросами интеграции широкого диапазона электронных, цифровых, телекоммуникационных средств и образовательного контента, что позволяет наделить электронные средства обучения инновационными дидактическими и методическими возможностями, используя новые качества электронного формата обучающего материала, ключевыми из которых являются мультимедия, интерактив, гипермедия. Основная цель педагогического веб-дизайна – создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания электронных средств обучения и различных типов образовательных ресурсов, в том числе и сетевых, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования.

        С нашей точки зрения, педагогический веб-дизайн представляет собой систему, которая формирует единый стиль реализации электронной образовательной среды, её компонентной и элементной базы, что обеспечивает учебному процессу целостность, системность, дидактическую, методическую, профессионально-ориентированную направленность.

        Педагогический веб-дизайн непосредственно связан с проектированием информационно-образовательной среды. Подобную точку зрения мы находим и у современных педагогов-исследователей , так например, Кречетников К.Г. пишет: “Основная цель педагогического дизайна – создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов” .
В настоящее время существуют два основных подхода к проектированию обучающих программ: эмпирический и теоретический.

         Сторонники эмпирического подхода действуют методом проб и ошибок, делают упор на интуицию, здравый смысл, использование личного педагогического опыта, опыта разработки различных программных средств. Проектирование обучающих программ эмпирическим путём обычно идет от учебного предмета к обучающим воздействиям и завершается программной реализацией. Более того, эти обучающие средства нередко представляют собой электронные справочные системы или создаются по аналогии с пакетами прикладных программ, предназначенными для решения производственных задач. Результатом подобной разработки является, как правило, низкая дидактическая эффективность обучающих программ, которая может привести к дискредитации самой идеи применения информационных технологий в образовании.

     Проектирование обучающих программ при теоретическом подходе осуществляется от проектирования образовательного процесса, рассматриваемого в единстве учебной и обучающей деятельностей, к технологии и методике обучения, и лишь затем осуществляется инструментальная реализация.

       Теоретический подход базируется на определенном междисциплинарном фундаменте, включающем такие науки, как: педагогика, теория педагогического проектирования, педагогическая психология, педагогические технологии, разработки в области искусственного интеллекта, художественное конструирование, прикладная и математическая лингвистика, теория и практика компьютерного обучения в целом, инженерная и общая психология, информатика, кибернетика, теория высшей нервной деятельности, теория систем, электронная лингводидактика и др.
Как видим педагогический дизайн обладает широкой междисциплинарной сущностью, что позволяет говорить о не изученности многих его аспектуальных характеристик.

         Известно, что наибольший инновационный потенциал формируется на стыке наук. Вместе с тем, говоря о смежности наук, уместно вспомнить суждения Е.И. Пассова, о том, что с точки зрения методологии вообще нет смежных или несмежных наук: «…все мы живем в одном, едином предметном мире и имеем право на исследование любого объекта. Науки делятся в зависимости от той формы существования материи, которую они изучают. У каждой свой предмет. Биология и техника – смежные науки? На первый взгляд, ничего общего. А вот появилась же бионика, интегрировавшая технику, биологию и физику! Почему? Появилась потребность – моделировать живые системы, конструировать роботы. Появился новый предмет и новая наука» .

       Педагогический веб-дизайн по своей природе является смежной наукой для всех образовательных дисциплин наших дней. Целью педагогического веб-дизайна является объединение компонентной и элементной традиционной методической базы с технологическими преимуществами электронных, цифровых и телекоммуникационных технологий при реализации электронного средства обучения языку.
Существует значительное число работ, доказывающих, что оцифрованная информация обладает существенно иными свойствами, чем информация, представленная в книгах, фильмах и т. д. Кроме этого, следует отметить, что при использовании информационных технологий в образовании роль педагогического веб-дизайна многократно возрастает, поскольку многие функции преподавателя заменяются электронными, цифровыми технологиями. Насколько педагогически обоснованно, рационально и комфортно будет организована образовательная среда на основе цифровых технологий, настолько эффективным и будет саморазвитие обучающихся .

        Особенности развития педагогического веб-дизайна автоматизированных обучающих систем позволяют говорить о нём, как об особом виде творческой деятельности, основная часть которой – функциональная организация коммуникативной информационно-образовательной среды обучения языку.

       Педагогический веб-дизайн информационных образовательных технологий оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому педагогический вею-дизайн образовательной среды в электронном формате должен разрабатываться на научном, а не интуитивном уровне, с учётом особенностей той дисциплины, в котором он реализуется.

         Педагогический веб-дизайн основывается на следующих основных принципах:
                • научности – использование теоретически обоснованных и проверенных на практике приёмов и методов организации электронного учебного материала;
               • - наглядности – оправданное задействование при обучении максимального числа перцептивных каналов восприятия информации обучающимся;
             • - доступности науки – обеспечение доступности научных знаний и используемости их обучающимися; уровень сложности знаний должен находились в зоне ближайшего развития обучающихся;
                • зримости мышления – максимальный учет психологии восприятия и обучения в формате веб-страницы, обеспечение отражения хода процесса познания;
               • непрерывности и преемственности – обеспечение согласованности и принципа наследования электронных учебных курсов, порядков, правил и средств их освоения;
          • - комфортности – обеспечение для обучающихся удобства и эргономичности восприятия обучающего материала в формате веб-страницы.

         К числу специфических особенностей педагогического веб-дизайна необходимо отнести также его трансдисциплинарность. Необходимости расширения научного мировоззрения во многом способствовала научно-техническая революция 60-х — 70-х годов XX века, требующая от науки более глубокого и интенсивного проникновения в суть законов природы и общества, чем это удавалось сделать при помощи дисциплинарного и междисциплинарного подходов. У данного понятия существует много определений. Рассмотрим некоторые из них.
      • В первом значении трансдисциплинарность понимается как «декларация», провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира. В таком значении, трансдисциплинарность играет роль «охранной грамоты» для любой частной точки зрения, не противоречащей знаниям научных дисциплин.
     • Во втором значении «трансдисциплинарность» трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека.
    • В третьем значении «трансдисциплинарность» трактуется как «правило исследования окружающего мира». Предполагается, что трансдисциплинарность будет реализована, если проблема исследуется сразу в нескольких уровнях. Например, на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально.
     • В четвёртом значении «трансдисциплинарность» используется как «принцип организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества.

       Следует отметить, что трансдисциплинарность, в четвёртом значении, позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненными в дилетантстве. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании учёные будут использовать другие дисциплины в своём дисциплинарном исследовании, трансдисциплинарность, в четвёртом значении, будет называться мультидисциплинарностью (мultidisciplinarity), плюродисциплинарностью (pluridisciplinarity), интердисциплинарностью (interdisciplinarity).

       Для нашего исследования наиболее существенными являются два последних определения, так как при исследовании мы использовали экспериментальный опыт и теоретическую его интерпретацию многих научных отраслей в которых дизайн, как организующий, представляющий, систематизирующий компонентную и элементную производственной и научной отрасли базу является ключевым и является постоянным объектом изучения и совершенствования. Дизайн, проходящий транзитно через инженерные, естественные, экономические, гуманитарные науки, постоянно обогащаясь опытом различных научно-практических направлений, совершенствует свои универсальные и типологические качества, вместе с тем приобретает всё большее значение для актуализации специфики конкретной научной или прикладной области.

       Очень сильный интерес к педагогическому дизайну среди исследователей, педагогов и разработчиков обучающих курсов возник в связи с тем, что в обществе и образовании происходят фундаментальные перемены стремительные метаморфозы информационно-образовательной среды создают новые межличностные коммуникационные условия, новые формы организации, управления и предъявления учебного материала, а сами средства обучения приобретают новые дидактические и лингвометодические свойства, научно-методическое изучение закономерностей которых находится в самом начальном состоянии. Информационно-коммуникационные реалии сегодняшнего дня, меняющие бытовой и профессиональный уклад субъектов образовательного процесса, влекут кардинальные перемены в научно-исследовательской и учебно-педагогической работе. Наиболее естественной реакцией на происходящие перемены является формирование новых научных направлений, школ и учебных дисциплин в электронном формате.

       Следующим направлением является ресурсное насыщение обучения русскому языку как иностранному, как неродному. Такой опыт имеется в Российском университете дружбы народов. В этом вузе создан специализированный Центр по разработке электронных средств и специализированных образовательных сайтов для всех аспектов и уровней обучения русскому языку как иностранному, как неродному. Центр является экспериментальной базой для ведения как научно-теоретической, так и учебно-практической деятельности в области электронного обучения иностранным языкам За последние десять лет в данном Центре создано более 10 образовательных сайтов, более 50 электронных средств обучения РКИ: учебно-методические комплексы, электронные учебники, обучающие фильмы, программы презентационного типа, информационно-справочные программы, лингвометодические тренажёры, контрольно-обучающие тесты, обучающие игры. Разработка выше указанных ЭСО является инновацией как в прикладной (образовательной) деятельности, так и фундаментальной (научно-исследовательской) деятельности, поскольку представляет собой реализацию принципиально новой стратегии и методологии современной теории электронного обучения иностранным языкам – компетентностного подхода, что имеет а) перспективы практического применения применения при создании ЭСО нового типа для языков и за пределами ближнего и дальнего зарубежья и б) перспективы дальнейшего научного исследования.

        В Центре по разработке электронных средств и специализированных образовательных сайтов производится мониторинг потребностей типов электронных средств обучения, наиболее востребованных в актуальный период. К числу наиболее, по мнению зарубежных экспертов относятся лингвометодические тренажёры для формирования языковых навыков и речевых умений и на их основе коммуникативной компетенции, а также новое направление в обучении РКИ – интерактивные обучающие игры.

Мы находимся

Контакты

117198 г. Москва

ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наши проекты в сети

testrf.ru 

schoolrus.ru

dis-sovet.ru

langrus24.ru

Статистика

3.png9.png9.png2.png4.png7.png

21.02.2018 08:26