• ban1
  • ban2
  • ban3
  • ban4
  • ban5
  • ban6
  • ban7

Корректное использование русского языка

Коммуникативный портрет делового человека

Балыхина Татьяна Михайловна

доктор педагогических наук, профессор,  академик Международной академии наук педагогического образования, академик Международной академии наук высшей школы, член Нью-Йоркской Академии наук,  член-корреспондент РАЕ.

Декан ФПКП РКИ РУДН

Всем хорошо известны слова А. де Сент-Экзюпери о «роскоши человеческого общения», но для делового человека оно не столько роскошь, сколько необходимость, столь же обязательная, как необходимость трудиться, познавать и понимать окружающий мир, т.е. необходимость, ставшая потребностью. Для успеха в профессиональной деятельности современ­ному специалисту важно в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении. Для этого нужны следующие качества, способности, умения:

– знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

– умение следить за точностью, логичностью и вырази­тельностью речи;

– владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

– владение стилем профессиональной речи;

– умение определять цель и понимать ситуацию общения;

– умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

– навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

– умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

– умение направлять диалог в соответствии с целями про­фессиональной деятельности;

– знание этикета и четкость выполнения его правил.

Специалистам хорошо известны слагаемые человеческого обаяния. Так, В.М. Шепель в этот список включает:1) внешнюю привлекательность; 2) склонность к общению и лидерству; 3)легкую адаптацию к новым условиям; 4) умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей; 5) терпимость к инакомыслию; 6) психологическую андрогинию (наличие у человека пси­хологических качеств, присущих противоположному полу).

Исследователи политического имиджа считают, что его составляющими являются персональные, социальные, символические характеристики.

К персональным характеристикамотносятся физические, психофизиологические особенности, характер человека, тип личности, его индивидуальный стиль принятия решений и т.д. Многие специалисты уверены в существовании некоего качества, которое делает личность неотразимой в глазах других. К. Лебон назвал это качество «обаянием»; В. Вебер – «харизмой». Обаяние человека складывается из следующих факторов: хорошего вкуса; явной одухотворенности; видимого всем благородства.

Качества личного обаяния можно разделить на три блока:

1)Природные качества:

– коммуникабельность;

– эмпатия, способность к сопереживанию;

– рефлексивность – способность понять другого;

– красноречивость – способность воздействовать словом.

Как подтверждает практика, обладание данными способ­ностями и постоянные упражнения в их развитии – залог успешного создания личного привлекательного имиджа.

2) Качества, развившиеся в процессе воспитания и образования:

– нравственные ценности;

– психологическое здоровье;

– владение набором психологических умений: поддерживать беседу, произносить спичи, избегать конфликтов и т.д.

3) Качества, обретенные в жизненном и профессиональном опыте:

Социальные характеристики человека определяются требованиями того общества, в которое он «вписан». Поэтому многие из них зависят от времени и места – это статус, модели ролевого поведения и т.д. Символические характеристики, напротив, весьма устойчивы, поскольку определяются, прежде всего, традиционной культурой. Качества человеческой личности, безусловно, влияют на общение. Успешный в профессионально-коммуникативном отношении человек прибегает к позитивным стратегиям и тактикам в устной профессионально-деловой коммуникации, которые гармонизируют совместный дискурс. Рассмотрим их систему подробнее.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

Ассоциативностьозначает вызов сопереживаний и размышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональней памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п.

Сенсорностьпредусматривает широкое использование в коммуникационном общении цвета, света, звука, рисунков, моделей. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее воздействует информация на психику людей и тем активнее идет процесс ее освоения.

Экспрессивностьпредполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы говорящего. Такая изнутри идущая открытость свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивностьхарактеризует темп подачи информации, степень подвижности участника общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней.

Харизма и ее роль в устной профессионально-деловой коммуникации. Харизма – понятие, ставшее в последнее время модным и часто употребляемым в средствах массовой информации, значение которого, однако, толкуется по-разному. Одни считают, что это – некое необъяснимое врожденное качество, своего рода «благодать», излучаемая той или иной личностью, другие понимают это как заряд энергии, исходящий от определенного человека, и порождающий безоговорочное доверие, обаяние, силу убеждения. Некоторые прибавляют к вышеперечисленным качествам и человеческую привлекательность.

Что же означает харизма на самом деле? В толковом словаре дается такое определение этого понятия: 1) божественный дар; 2) исключительная одаренность, проявляющаяся во взятии на себя руководящей роли и связанной с этим иррациональной власти.

Слово «харизма» происходит из древнегреческого языка и означает «притягивать к себе внимание». Оно восходит к слову «хариты», которым вдревнегреческой мифологии именовались три богини, красоты и изящества. Еще в Древней Греции люди, обладавшие харизматическими качествами, считались любимцами богов, которые помогали своим избранникам до­биваться необыкновенных успехов.

Диапазон качеств, входящих в понятие харизма, достаточно широк. Удачливость притягательной личности не является врожденной и не может быть объяснена счастливой судьбой. На самом деле, человек лучше других умеет использовать свое дарование, свои способности. Благодаря этому он испытывает радость от выполняемой работы, успешные результаты вдохновляют его на новые свершения. Особенно когда для этого складываются благоприятные условия, являющиеся следствием его оптимистического отношения к жизни. Неудачи не обескураживают его, наоборот, он учится на своих ошибках, раз от раза ему становятся по плечу все более сложные задачи. Работа становится делом его жизни. Вот почему он излучает уверенность, оптимизм, веру, воодушевление, и это находит отклик у окружающих. Таким образом, в под­сознании человека формируется программа достижения успеха.

Харизматическая личность запрограммирована на достижение успеха – мысленный настрой на достижение успеха становится привычкой.

К харизматическим качествам относятся:

– личная магнетически притягательная сила;

– воодушевление, испытываемое от выполняемой жизненной задачи;

– отождествление себя с выполняемой работой (впечатление, что человек находится на своем месте);

– раскрытие собственных способностей;

– уверенность в своих силах и душевное равновесие;

– умение сосредоточивать свое внимание на самом главном;

– коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочные межличностные отношения;

– умение мотивировать себя и других;

– способность находить к людям правильный подход;

– обаяние;

– умение ставить перед собой и другими четкие цели;

– активность и энергичность;

– умение принимать решения,

– умение служить образцом для подражания;

– положительное восприятие жизни.

Выразительные средства как качества устного профессионально-делового взаимодействия и составляющие коммуникативного портрета делового человека. Выразительность речи придается богатством интонационного звучания и использованием художественных средств языка. К таким средствам относятся, в частности, синонимы, то есть слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и потому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской. Сравните слова синонимического ряда: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и потому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь либо богаче, либо агрессивнее. Использование сравнений – прекрасный способ сделать речь интересной, доходчивой, запоминающейся. Например: «Задача менеджера такая же, как у дирижера оркестра. Но в предпринимательстве нет репетиций» (из выступления немецкого специалиста О. Лутца). Или: «Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого» (Д. Карнеги). Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропы – средства языковой выразительности речи. Троп – слово в переносном значении; в основе всех тропов лежитсравнение,образ.

Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения.Действительно, они не только украшают речь, но, главное, точно, кратко и выразительно способны передать самый сложный смысл: «Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал»; «Если сердце черное, то и зо­лотой язык не поможет»; «Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях» и т.д.

Как же развить выразительность деловой речи? Для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений людей творческих профессий, речь которых, как правило, образная. Но главное все же не в этом. «Богатство языка есть богатство мыслей», – писал Н.М. Карамзин. Это суждение поддерживал С.Я. Маршак: «Для того чтобы родились своеобразные и оригинальные обороты речи, нужны оригинальные и своеобразные мысли и чувства».

Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности. Наблюдать, сопоставлять, размышлять, записывать свои мысли, искать наиболее точные и выразительные слова для них, изучать лабораторию слова лучших писателей и ораторовтаков путь тех, кто хочет, чтобы его живое слово получало отклик, в том числе в процессе устной профессионально-деловой коммуникации.

Мы находимся

Контакты

117198 г. Москва

ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наши проекты в сети

testrf.ru 

schoolrus.ru

dis-sovet.ru

langrus24.ru

Статистика

4.png6.png1.png7.png4.png6.png

24.04.2018 03:59