• ban1
  • ban10
  • ban2
  • ban3
  • ban4
  • ban5
  • ban6
  • ban7
  • ban8
  • ban9

Корректное использование русского языка

Деятельность преподавателя РКИ как развивающаяся система

                                                             

 Т.М. БАЛЫХИНА

Российский университет дружбы народов 

Согласно социальным прогнозам, в недалеком будущем возрастет роль постградуального образования: обучения в аспирантуре, докторантуре, на отделениях и факультетах доподготовки, переподготовки, повышения квалификации. Это обусловлено рядом обстоятельств, среди которых:

  • эволюционирование образовательных систем: «переход» высшей школы из категории «элитарная» в категорию «массовая». Хотя идея всеобщего высшего образования остается идеей будущего, уже сейчас происходит значительное расширение   его   базы.   В   развитых   странах   примерно   33%   выпускников продолжают обучение в вузах, в США - до 44%, в Японии - до 40%. Полагают, что широкая доступность высшего образования станет важной и в то же время обыденной   характеристикой   современного   развитого    государства   и   его граждан;
  • жесткая  конкуренция   на  международном  рынке  образовательных  услуг, технологий, профессий. Специалисты социальной сферы считают, что высокий уровень   образования   и   профессиональной   подготовки   является   важным фактором экономического процветания страны. Как не вспомнить в связи с этим деятельность Петра I по просвещению молодых умов, по развитию в России не только ремесел, но и профессий. Или решение властей послевоенной Южной Кореи на оставшиеся в казне деньги дать 25 достойным молодым людям образование в лучших учебных заведениях мира;
  • интеграция    целого    ряда    научных    дисциплин,    считавшихся    ранее несвязанными,    обособленными,    и    формирование   таким    образом    новой интеллектуальной продукции, которая формирует в свою очередь компетенцию профессионала;
  • «инженерное» (с помощью высоких технологий) решение педагогических и других задач. Новые формации специалистов в нынешнее время складываются под влиянием этапных событий, которые принято именовать революциями, подчеркивая их значимость - технологической, «зеленой» (проблемы экологии не только окружающей среды, но и профессий), компьютерной, управленческой и т.д.

В современной рыночной России складываются такие отношения в сфере профессиональной деятельности, которые еще в 1964 году были сформулированы и объединены Беккером в теорию человеческого капитала: человек становится составным элементом в системе товарно-денежных отношений. Поэтому все более актуальна задача подготовки специалистов, чья деятельность принесет обществу ощутимый практический результат, а для личности откроет возможности собственного благополучия.

Нельзя не заметить, как постепенно складывается новая «природа» поведения человека в профессии: желание иметь профессиональные отличия, обеспечивающие кадровые и прочие преимущества.

Вместе с тем для качественного педагогического труда важна мотивация. Обрести новые мотивы в деятельности и рекомендации по их осуществлению помогает система повышения квалификации. Понятно, что сегодня от специалиста требуется отнюдь не «послушное отсиживание» один раз в пять лет на курсах ПК, а готовность к принятию решений в динамичных профессиональных ситуациях, к переподготовке в быстро меняющихся ориентирах профессиональной деятельности.

Профессиональная реализация педагога всегда связывалась 1) с осознанием персональной необходимости в приобретении необходимых знаний, 2) с умением мобилизовать, актуализировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, 3) с желанием познать новое.

Для преподавателя русского языка как иностранного повышение квалификации - это форма совершенствования педагогической, научной, методической подготовки; совершенствование, обусловленное, с одной стороны, определенным изменением содержания и характера профессиональной деятельности, с другой - необходимостью регулярно углублять, пополнять, обновлять профессиональную компетенцию.

Последние десятилетия были отмечены негативными факторами, затрудняющими функционирование системы ПК. Среди них: уход квалифицированных преподавателей в другие области деятельности из-за недостаточной социальной и финансовой оценки их труда; замедление смены поколений в профессорско-преподавательских коллективах русистов, вызывающее определенное старение коллективов, а также некоторое снижение качества труда; отсутствие полноценного нормативно-правового обеспечения системы; неудовлетворительное научно-информационное ее сопровождение; ряд других. Перечисленные факторы снизили уровень готовности личности к дополнительному образованию в системе ПК. В связи с этим важно находить такие формы, содержание, методы организации учебно-иаучной педагогической деятельности преподавателя РКИ, которые могли бы способствовать проявлению его инициативы и активности в самообразовании, в том числе через повышение квалификации.

Потребность в самообразовании, повышении квалификации - сложное свойство. Это своего рода путь преодоления внутренних противоречий между имеющимся уровнем профессиональной подготовки (я — реальное профессиональное) и некоторым воображаемым, моделируемым состоянием (я - идеальное профессиональное). При этом представления об идеале постоянно меняются, а требования к нему растут как у самой личности, так и у общества.

К сожалению, не всеми руководителями структур языкового образования, коллективами кафедр проводится последовательная политика формирования у педагогов авторитета к непрерывному образованию, к совершенствованию своего мастерства, к развитию интеллектуальных и практических умений. Считается оправданной трата времени и сил педагога на поиск - путем «проб и ошибок» - адекватных практических, воспитательных, организационных умений.

                С другой стороны, бытует мнение, что повышение квалификации больше значимо для начинающих, молодых преподавателей, трудно адаптирующихся в профессии.

Вместе с тем непрерывное образование, повышение квалификации в период взрослости является плодотворным в плане интеллектуальных достижений. Так, если оптимума физического потенциала и развития личности располагается в диапазоне от 24 до 35 лет, то интеллектуальные, вербальные функции личности, в частности связанной с коммуникативно-языковой деятельностью, прогрессируют и достигают высокого уровня после 45 лет (см.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания). То есть человек имеет неограниченные потенциальные возможности эволюционировать и как личность, и как профессионал. Однако если потребности, функции не подкрепляются усиленной мотивацией в совершенствовании профессиональной компетенции, они могут снижать свой уровень и эволюция приобретает отрицательный вектор развития.

Следует отметить, что процесс развития потребности, мотивации может оказаться достаточно длительным, преодолевающим этап за этапом: от ситуативной готовности к ПК (по рекомендации, а иногда и под давлением руководства кафедры, факультета и др.), через ситуативно-инициативную готовность к ПК (заинтересовала программа, появилось желание почерпнуть опыт у других педагогов, пополнить научный багаж) к инициативно-зрелой готовности (сознательное, систематическое, эмоционально-положительное стремление обогатить свой педагогический опыт).

Важно поэтому постоянно стимулировать познавательную, креативную деятельность педагога (в нашем случае - преподавателя РКИ), поддерживать потребность в такого рода деятельности и в формировании новых потребностей. Потребность в повышении квалификации, как правило, складывается из

  • потребности в информации о знаниях (и в самих знаниях), необходимых для
  • осуществления успешной педагогической деятельности;
  • потребности   в  овладении  умениями,   навыками,   способами,   средствами,
  • приемами наилучшего осуществления педагогической деятельности;
  • потребности в планировании и прогнозировании собственной педагогической
  • деятельности в конкретной предметной области.

Остановимся на важности формирования умений преподавателя четко планировать, организовывать свою методическую работу. Далеко не всегда это обсуждается на курсах повышения квалификации, хотя объем работы, к примеру, преподавателя РКИ в вузе весьма значителен и включает достаточно много видов работы.

Подсчитано, что ежегодно преподавателем выполняется более 80 разнообразных работ (см.: Трифонов В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. 1993, ее. 170-196).

Так, к учебной работе относится: проведение аудиторных занятий, оценка учебной работы в течение семестра, проведение экзаменов и оценивание результатов обучения, руководство практикой и стажировками, руководство курсовым и дипломным проектированием (в качестве руководителя, консультанта, рецензента), проведение консультаций, индивидуальных собеседований; подготовка к текущим занятиям, проверка домашних заданий и

др.

Научно-методическая работа преподавателя РКИ в вузе включает:

  • разработку (переработку) учебных программ, тематических планов, изучение
  • документации, разработку и подготовку к изданию учебно-методических
  • материалов; разработку дидактических и раздаточных материалов; участие в
  • конференциях, семинарах, заседаниях кафедр, открытых занятиях; анализ
  • оценочных       мероприятий  (зачетов,            экзаменов),      руководство
  • методобъединением; рецензирование научных трудов, написание статей, сообщений и др.

Учебно-организаторская работа - это и участие в деятельности советов факультета, конкурсных комиссий, и анализ развития учебного процесса, и участие в воспитательной работе, и повышение квалификации, и т.д.

Ориентировочно доля времени, затрачиваемого преподавателем на выполнение различного рода работ, составляет: учебная работа - 30-40%, научно-исследовательская - 35-45%, учебно-организационная - 10-15%, то есть годовой «бюджет» времени без учета отпусков, во время которых преподаватель обычно также занят тем или иным видом педагогической деятельности, составляет 1620 часов (Там же, с.187).

При этом, согласно нормативам расчета нагрузки (Бюллетень Минвуза СССР. 1984, № 7, с. 18-25), на разработку двухчасовой лекции тратится до 90 часов, учебной программы (на 100 часов) - 50 часов, материалов для экзаменов

  • 30 часов и т.д.

Подчеркнем еще раз, повышение квалификации должно помогать преподавателю планировать свою деятельность, определять очередность выполнения заданий, учить ценить и рационально использовать свое время. Это проблема и организационная, и психологическая.

Естественно, на курсах повышения квалификации, формируются и совершенствуются разнообразные педагогические умения:

  • дидактические  (конкретные умения,  связанные с  подбором,  подготовкой

учебного материала, с убедительным, корректным его изложением в аудитории

и др.);

  • перцептивные   (умения   оценивать   эмоциональное   состояние   учащихся,
  • выявлять их психофизиологические особенности);
  • коммуникативные;
  • суггестивные    (способности,    заключающиеся    в    эмоционально-волевом
  • воздействии на учащихся);
  • исследовательские  (умения  познать,  объективно  оценить  педагогические
  • ситуации, педагогический процесс);

- предметные (профессиональное знание предмета обучения).

В системе повышения квалификации удовлетворяются профессионально-образовательные потребности специалистов, создаются тем самым условия для реализации и обогащения их интеллектуального потенциала на всем протяжении профессиональной карьеры.

Системой повышения квалификации преподавателей-филологов, в большей степени – русистов, выработаны основополагающие задачи и функции системы.

В задачи повышения квалификации входит:

  • реализация многоуровневого, разнопрофильного, вариативного повышения квалификации; интегративность (взаимовозникающая проблемная, методологическая, терминологическая связь в содержании курсов) и индивидуальность (персонификация учебного материала);
  • системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению;
  • проблемность, развитие творческого профессионально-педагогического мышления слушателей и умений к их (слушателей) самореализации в профессиональной деятельности;
  • диалогичность и организация деятельности в процессе обучения на основе гуманистической психологии и человекоцентристского подхода к обучению.

                Задачи повышения квалификации преподавателя РКИ проецируются на функции этого этапа постградуального обучения. Важнейшие из них:

  • познавательная функция, подразумевающая удовлетворение интеллектуальных, профессиональных, информационных потребностей;
  • омпенсаторная функция, заключающаяся в ликвидации пробелов в образовании, связанных, например, с недополучением знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями;
  • диагностическая функция, смысл которой состоит в определении склонностей и способностей слушателей, в выявлении уровня подготовленности, уровня индивидуально-психологических способностей и направлений личностного развития;
  • проективно-прогностическая функция, с помощью которой выясняются возможности и готовность слушателей к профессиональной деятельности, их творческих потенциал;
  • адаптационная функция, состоящая в развитии информационной культуры, основ профессионального менеджмента, умений проектировать педагогические технологии и системы.

Повышение квалификации является эффективным способом преодоления профессиональной пассивности.  Известно, что профессиональная пассивность может быть ситуативным и устойчивым явлением, вызванным так называемыми биографическими кризисами профессионала: кризис нереализованности, когда специалисту начинает казаться, что он не достиг в жизни того, к чему стремился; кризис бесперспективности, когда человек начинает плохо представлять свое профессиональное будущее.

Человек обычно является носителем одной-двух жизненных и профессиональных позиций, которые имеют свою классификацию:

  • традиционализм – осмысленное принятие господствующих в обществе и профессии ценностей и норм поведения, добровольное следование сложившимся традициям;
  • конформизм – некритическое, обычно заинтересованное принятие норм и ценностей ближайшего окружения – социального и профессионального;
  • новаторство – идеи, деятельность, направленные на более полное воплощение социальных и профессиональных идеалов, планов;
  • ритуализм – подчинение принятым в обществе и профессиональном коллективе нормам и стандартам поведения, не разделяемых субъектом;
  • ретретизм – неприятие норм и ценностей как социальной среды, так и профессии.

                Естественно, что должны развиваться, в том числе в рамках повышения квалификации, социально и профессионально значимые побуждения личности, такие, как новаторство и здоровый традиционализм.

На профессиональной пассивности специалиста нередко сказываются так называемые «излишки образования», т.е. знания, установки, умения, превышающие уровень профессиональной потребности и остающихся невостребованными социальной и профессиональной средой, и фактор избыточной занятости, т.е. занятости, обусловленной низкой интенсивностью профессиональной деятельности

                               Устранению профессиональной пассивности могут содействовать такие тенденции в профессиональной деятельности преподавателя РКИ, как ее обогащение (обогащение деятельности – один из составных элементов мотивационной теории Ф.Герцберга; главное – по мнению ученого – условие ее (деятельности) эффективного стимулирования), понимаемое как система мероприятий, направленных на расширение и обновление предметной области профессиональной деятельности, увеличение в содержании профессии доли творческих функций. К примеру, новые возможности для продвижения русского языка и русской культуры, а следовательно, для реализации профессиональной компетенции и для расширения филологического кругозора, открыли новые интересы и мотивы в выборе иностранцами русского языка – инструментальные, прагматические. Русский язык стал необходим не только для чисто образовательных целей, но и как средство ведения совместной российско-иностранной  профессионально-деловой деятельности (русской язык делового общения, русский язык профессионального общения). Эти факторы заставили многое пересмотреть в организации обучения, повысить интерес студентов к овладению русским языком, а преподавателю сделать собственную работу значимой, т.е. такой, которая заставляет «исполнителя» выработать новые и развивать сложившиеся способности.

                               Усложнились функциональные задачи преподавателя русского языка с внедрением в обучение иностранных граждан новых форм контроля знаний и умений – коммуникативных тестов. Их созданию предшествовала разработка государственных образовательных стандартов по РКИ, которые позволяют более четко организовать профессиональную деятельности преподавателей и учебную деятельность студентов в новых социально-экономических условиях. Они обогатили преподавательский труд тем, что на педагога была возложена определенная ответственность за качество обучения учащихся.                    

Это, в свою очередь, стимулировало интерес к работе у тех, кто осознал, что тестовых контроль ничего не имеет общего с мелочной и жесткой опекой; напротив, подразумевает определенную свободу в планировании деятельности учащихся и  преподавателя, но эта деятельность должна достичь некоторого заданного стандартом результата.

Расширился диапазон деятельности филолога-практика и за счет введения в программу новых дисциплин: лингвокультурологии, педагогической риторики, и т.д.

 Итак, потребности современного педагога - преподавателя РКИ не ограничиваются высшим профессиональным образованием. Только непрерывное образование способно предоставить знания, умения, навыки, качества, необходимые ему для профессионального и социального продвижения, для личностного развития и гармонизации. Замечательно, что российским образованием не утрачена имеющая глубокие традиции форма обучения взрослых - повышение квалификации.

Контакты

117198 г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

  • декан:    +7 (499) 936 86 26
  • деканат:  +7 (499) 936 86 49   
  •                  +7 (495) 433 06 00 

Email: dekan-fpk@yandex.ru

Написать нам

Наши проекты в сети

testrf.ru

dis-sovet.ru

langrus24.ru

Наши проекты в соцсетях

Статистика

6.png5.png6.png7.png6.png9.png

11.12.2018 10:23